Проблемы не могут быть решены на том же уровне сознания, который породил их.
А. Эйнштейн
Одаренность - это развитие и становление духовности, а духовность проявляется в стремлении к освоению высших ценностей.
Основная задача при работе с одаренными детьми заключается в том, чтобы это стремление в ребенке поддержать, создать условия, в которых развивался бы сам одаренный ребенок.
Необходимо не просто целенаправленно развивать отдельные качества, а оказывать педагогическую поддержку, помощь в создании условий для естественного роста и формирования одаренности ребенка, для изучения его собственных потенциальных возможностей.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире... фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок», - отмечал В.А. Сухомлинский. [1]
Творческая деятельность, являясь составляющей духовности, выступает одним из условий ее развития.
Работать и учиться творчески - значит самостоятельно и выразительно проявлять свой внутренний мир. Ребенку необходимо предоставить возможность быть субъектом собственной деятельности.
Психологи считают, что одаренность обнаруживается только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этой одаренности. Именно в деятельности обнаруживается, насколько быстро и легко одаренный ребенок усваивает приемы работы и претворяет их в дальнейшем. Проявляясь в деятельности, одаренность в ней же развивается и формируется.
Исследования психологов показали, что предпосылкой и результатом творческой деятельности одаренных детей является настойчивая, неуемная склонность к напряженной умственной деятельности - трудоспособность.
Роль образовательной системы заключается в том, чтобы создать такую среду, в которой ребенок сможет строить свою личность самостоятельно и которая будет поощрять его к совершению поступков.
Необходимо дать одаренному ребенку возможность накапливать индивидуальный познавательный опыт, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности - на этом строится полноценная педагогическая поддержка одаренных детей.
Современное технологическое общество все больше и больше нуждается в творческом мышлении. Технологический процесс шаг за шагом ведет нас к тому, что от человека главным образом требуется не умение запоминать, усваивать и излагать написанное, а умение придумывать и создавать.[2]
Трудно переоценить роль фантазии или воображения в формировании одаренности к любой деятельности. Развитие воображения служит предпосылкой формирования многих одаренностей. Воображение можно и нужно тренировать и развивать, как любую способность человека.
Учить ребенка видеть и подмечать, радоваться найденному решению - в этом одно из главных направлений высшей технологии в образовании. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон.
Физика ничуть не меньше, чем литература, музыка, живопись может бороться с равнодушием, развивать, пробуждать источник света в душе каждого ребенка, побуждать звучать душу.
«Творчество... всегда представляет решение сложной мыслительной задачи...» - было отмечено В.А. Кан-Каликом. [3]
И такой предмет как физика дает возможность развивать творческие способности учащихся.
Какой бы род деятельности учащийся не избрал в будущем, навыки системного мышления ему пригодятся всегда. Физика наряду с другими фундаментальными науками позволяет сформировать и развить навыки логического мышления: умение построить модель явления (причем не обязательно физического), умение правильно разобраться в условии задачи и построить алгоритм ее решения, найти оригинальные и неожиданные решения, предсказать возможные последствия действий до их осуществления.
Использование такого средства, как задача, позволяет учителю развивать, именно развивать, личность самого ребенка. Задача как средство ничуть не уступает диспуту, дискуссии.
Этапы, фазы творческого процесса рассматриваются многочисленными авторами по-разному, однако все выделяют в качестве первого этапа осмысление необходимых и достаточных условий решения задачи, постановку множества вопросов. [4]
Кроме этого, среди условий, стимулирующих развитие креативности, психологи выделяют также следующие:
а) ситуации незавершенности или открытости в отличие от четко заданных и строго контролируемых;
б) разрешение и поощрение множества вопросов;
в) создание и разработка приемов, стратегий для последующей деятельности;
г) акцент на самостоятельность, обобщения, сопоставления и анализ.
Если учитель хочет поощрять креативность и помогать развитию творческих возможностей учащихся, ему необходимо включать в свой арсенал такие задания, которые допускали и стимулировали бы творческое мышление, давали учащимся возможность применять и демонстрировать их творческий потенциал.
Именно поэтому в процессе обучения физике, математике необходимо решение нестандартных задач, составление задач самими учащимися и включение их в поисковую, исследовательскую деятельность.
Процесс рассуждения, самостоятельного решения мыслительных задач человеком не обходится без постановки вопросов, с помощью которых он исследует проблему, выделяя и фиксируя неизвестное, формирует гипотезу, осознает ход решения.
Большинство учебных задач, используемых в практике обучения, содержит вопрос как необходимый структурный элемент, с помощью которого обозначается искомое. Вопрос обеспечивает четкую направленность мыслительного процесса ребенка на решение поставленной задачи, особенно поставленной ребенком самостоятельно в ходе решения какой-либо задачи или проблемы.
Помимо задач, содержащих вопрос, существует большой класс заданий, в которых постановка вопроса отсутствует и цель не дана с самого начала или же является неопределенной, допускающей различные толкования. В таком случае учащемуся необходимо самостоятельно сформулировать вопрос, поставить задачу.
Учителя одаренных детей больше задают дивергентных - открытых - вопросов, которые стимулируют обсуждение, провоцируют ребенка уходить за пределы первоначальных ответов, за рамки первоначальной задачи.
Вопрос, который фиксирует неизвестное, выступает как этап, с которого начинается развертывание мыслительного процесса. Именно вопрос выступает как творческое начало деятельности учащегося, и потому очень важно именно у старших школьников сохранить и развить желание ставить вопрос, проблему, участвовать в дискуссии, в проблемном диалоге.
Основная особенность обучения одаренных детей заключается в распределении учителем времени на разные виды активности. Учителя, работающие с одаренными детьми, меньше объясняют, меньше дают информации, реже решают задачи за учащихся, они представляют это делать самим ученикам. Таким образом, ребята работают сами, а не получают знания в готовом виде, их творческий потенциал развивается и воплощается в усилии, направленном на достижение ранее недостижимого, на устремление за границы самого себя. При этом человек проявляет свой творческий потенциал и одновременно его наращивает. [5]
Учителю, работающему с одаренными детьми, следует помнить, что «всякий раз, когда мы учим ребенка чему-то раньше, чем он сам мог бы открыть, мы не позволяем ему изобрести это, а, следовательно, и понять полностью» (Ж. Пиаже) [6].
Дать возможность ребенку стать конструктором своего образования, помочь ему в выборе своего собственного пути - именно это и есть главное в работе учителя с одаренными детьми.
Литература.
- Уляшова Е.Н. Духовно-нравственное развитие ребенка в условиях учреждения дополнительного образования// Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Первой Нижегородской научно-практической конференции (1-3 октября 1998 года) / НГЛУ им. Н.А. Добролюбова . - Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 1999. - 161 с.
- Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески! (Двенадцать теоретически обоснованных стратегий обучения творческому мышлению)/ Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.
- Сорокоумова Г.В. Развитие творческого потенциала педагога// Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Первой Нижегородской научно-практической конференции (1-3 октября 1998 года) / НГЛУ им. Н.А. Добролюбова . - Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 1999. - 161 с.
- Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск, ЧГПИ, 1991. - 128 с.
- Психологическая одаренность детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
- Краткое руководство для учителя по работе с одаренными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться/ Под ред. Л.В. Поповой и В.И. Панова. - М.: Молодая Гвардия, 1997. - 137 с.