Современная парадигма образования строится на идеях гуманизма, демократизации, социальной и личной ответственности за судьбы развития цивилизации. В основу ее положен антропоцентризм, согласно которому человек, его здоровье, счастье - есть центр и высшая цель мироздания. Исходя из этого, сегодня основной целью образования является проектирование многомерного здоровьесберегающего социального пространства, обеспечивающего развитие, формирование и сохранение здоровья личности.
Мировоззрение, здоровье, образ жизни, образование - это категории, которые тесно связаны в процессе развития человека на всех ступенях его социализации - семье, дошкольном учреждении, в школе и т.д. При этом основой самореализации человека является его здоровье, отражающее качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет процесс их взаимодействия.
В процессе воспитания, образования у детей формируется система взглядов на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания себя, правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и взаимопомощи, ценностные ориентации. Следует отметить, что гармоничное развитие ребенка происходит в процессе обучения и воспитания, когда формируется целостное мировоззрение, целостная картина мира. Складываются отношения и противоречия между возможностями личности и способностями. При этом возрастает роль, объем и качество педагогического воздействия, в рамках всего образовательного пространства учебных заведений.
Процесс проектирования здоровьесохранного образовательного пространства осуществляется через:
Понимание концепции здоровья, отношение к нему, как к самой большой ценности, всех субъектов образовательного учреждения.
Формирование культуры здоровья, обучение здоровому образу всех субъектов образовательного пространства через урок ОБЖ, их интеграцию с другими предметами, физическую культуру, консультации, лектории, модули и т.д.
Диагностику индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся и педагогов. Экспертную санитарно-гигиеническую, эстетическую оценку образовательного пространства. Мониторинг здоровья учащихся и здоровьесберегающей работы.
Построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся и при медико-психолого-педагогическом сопровождении.
Гуманизацию и эстетизацию образовательной среды.
Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий внутри школьной среды.
Зонирование образовательного пространства.
Организацию и контроль обеспечения сбалансированного питания учащихся и педагогов. Обучение рациональному питанию в семье, на уроках ОБЖ.
Функционирование научных сред по обновлению содержания образования с соответствующей экспертной оценкой - «не навреди».
Соблюдение принципов здоровьесберегающей педагогики и формирование стратегии здоровьесохранной деятельности всех субъектов образовательного учреждения.
Формирование и укрепление здоровья через физкультурно-спортивные мероприятия, медицинские оздоровительные программы, «месячники здоровья», диспансеризацию и т.д.
Центром здоровьесохранной образовательной системы является принцип триединого представления о здоровье, т.е. единство здоровья физического, психического и духовно-нравственного. Все происходящее в образовательном учреждении от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т.д. - должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Условно говоря, заключение «не вредить здоровью» должно быть разрешающим для любого мероприятия, а заключение «полезно для здоровья» - зажигать «зеленый свет» для соответствующих проектов и предложений.
Как видно из вышеизложенного, ключевое место в проектировании здоровьесохранного образовательного пространства занимает предмет ОБЖ, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма. Чтобы отвечать требованиям времени, курс ОБЖ должен непрерывно развиваться. Наиболее важным моментом является то, что курс ОБЖ неизбежно должен стать системообразующим в содержании общего образования, поскольку безопасность жизнедеятельности становится главной проблемой стремительно наступающей постиндустриальной эпохи.
Концепция развития курса ОБЖ опирается, прежде всего, на накопленный за 12 лет существования курса потенциал в части индивидуальной безопасности. В то же время она ориентирует развитие курса. Во-первых, по вопросам предотвращения новых опасностей жизнедеятельности и, во-вторых, рассмотрения вопросов безопасности жизнедеятельности системно для трех уровней - индивидуального, национального и глобального.
Сегодня перед курсом ОБЖ стоят ряд проблем, мешающих его развитию:
Консерватизм системы образования.
Социально-экономическая ситуация в стране.
Мелкокорпоративные интересы учителей-предметников, не желающих делиться часами своей педагогической нагрузки.
Недостаточная информированность большинства противников курса ОБЖ о его целях и содержании. Отсюда - негативное отношение к предмету.
Отсутствие достаточного количества подготовленных преподавателей.
Отсутствие учебных, наглядных и дидактических материалов.
Эти шесть причин тормозят «превращение» предмета ОБЖ в один из основных предметов школьной программы. С консерватизмом педагогической системы ничего сделать нельзя. Социально-экономическую ситуацию в стране учителям тоже изменит не в силах. С мелкокорпоративными интересами преподавателей других дисциплин можно бороться административными мерами, если руководители по всей управленческой вертикали - от директора школы до министра - сами будут сторонниками необходимых преобразований. Одновременно необходимо повышать информированность учительских масс, огромной и максимально заинтересованной в результатах работы школы «армии» родителей и учащиеся в вопросах культуры безопасности, здорового образа жизни, грамотного поведения в чрезвычайных ситуациях - всего, что составляет содержание предмета ОБЖ. Тогда сформируется мощный социальный заказ на содержание ОБЖ, который даст возможность преодолеть не только консерватизм чиновников образования, но и усовершенствовать нормативно-правовую базу, улучшить финансовое обеспечение, что позволит директорам школ получить экономический рычаг привлечения и подготовки грамотных преподавателей ОБЖ.
Несмотря на многообразие проблем, которые необходимо решать, главными и первоочередными остаются проблемы подготовки кадров и материально-технического обеспечения кабинетов ОБЖ. Междисциплинарная системообразующая специфика курса, формирующая современное мировоззрение учащихся предъявляет особые требования к преподавателям ОБЖ: они должны обладать не набором поверхностных знаний и умений, а глубоко разбираться в содержании всех разделов, входящих в программу курса ОБЖ.
Среди требований, определяющих способность учителя быть преподавателем ОБЖ, основным является педагогический профессионализм. Не секрет, что в связи с острым дефицитом педагогических кадров к преподаванию ОБЖ часто привлекаются уволенные в запас офицеры, люди, имеющие высшее или среднее специальное образование, но не имеющие необходимой профессиональной подготовки для педагогической работы с детьми и подростками. Кроме содержания предмета ОБЖ, их надо обучать методам и технологиям учебно-воспитательной работы, познакомить с физиологическими особенностями учащихся разных возрастных групп.
Для преподавателя ОБЖ больше, чем для других учителей-предметников, необходима психологическая подготовка, наличие практических навыков учебно-психологической работы с людьми. Особую значимость это требование приобретает при использовании учителем активных методов обучения, а именно так и должно строится преподавание предмета ОБЖ как практически ориентированной дисциплины. Принципиально важным является воспитание у учащихся оптимистического, активного отношения к жизни. Ведь в процессе освоения программы учащимся приходится сталкиваться с описанием и примерами преимущественно негативных ситуаций: правонарушений, травм, катастроф, аварий, ЧС природного и техногенного характера. Для впечатлительного ребенка это может оказать нежелательное кумулятивное воздействие на психику. И задача учителя «уравновесить» все изучаемые на уроках «негативы» общей позитивной установки, не позволить, чтобы у ребенка сформировалось «катастрофическое восприятие мира». Развитие общеобразовательного учреждения (в широком смысле) в современных условиях - это необратимое, направленное, закономерное изменение компонентов сложной педагогической системы под влиянием достижений науки, техники и передового педагогического опыта, в результате которого школа переходит в качественное новое состояние.
Одним из таких достижений является межотраслевая интеграция, в частности педагогики и электроники по проектированию новых педагогических технологий в рамках курса ОБЖ, значение которого в воспитании личности трудно переоценить.
Курс ОБЖ дает подрастающему поколению знания, умения, навыки не только выживания, но и формирует культуру здоровья, здоровый образ жизни.
Чтобы выжить сегодня, человеку необходимо знания личной, национальной и глобальной безопасности, основ медицинской само и взаимопомощи, доведенные при необходимости до алгоритма воспроизводства, т.е. до автоматизма действий в чрезвычайных ситуациях.
Вот почему для повышения эффективности обучения учащихся общеобразовательных школ НПО «ЭЛТЭК» разработан тренажерный класс по формированию навыков здорового образа жизни и оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. В комплект интерактивных обучающих устройств для кабинетов ОБЖ входит аппаратура по программному обеспечению обучения экстренной реанимации, травмам, кровотечениям, асфиксии, отравлениям, синдрому сдавливания и др.
На муляже человека (ребенка или взрослого) имитируется сердечная деятельность, дыхание, пульс, изменения величины зрачков, травматические повреждения. Дисплей содержит видеоимитаторы жизненно важных внутренних органов человека и их травматических повреждений.
Эффективность оказания помощи можно наблюдать как на дисплее, так и на муляже, контролируя состояние по показателям пульса на сонных артериях, изменению размера зрачков, по видимым экскурсиям грудной клетки.
Критериями эффективности действий учащихся служит самосостоятельное появление признаков «оживления» человека на муляже и дисплее. В случае правильных действий учащихся в течение контрольного времени на муляже появляются спонтанный пульс и дыхание, суживаются зрачки глаз, исчезают «кровотечения» освобождаются дыхательные пути, одновременно демонстрируется картина физиологического «оживления» на экране дисплея.
Модуль обеспечивает автоматический контроль за положением туловища, головы и конечностей муляжа, а также основных реанимационных параметров (объем и частоту вдыхаемого воздуха, силу и частоту компрессий, положение рук ученика при наружном массаже сердца). Контрольное время программ соответствует масштабу реального времени.
В тренажере реализован радиообмен между устройствами его образующими, он снабжен речевым устройством, позволяющим его использовать в режиме электронного инструктора на любой языковой версии. Последнее обстоятельство позволяет его использовать для самоподготовки и автоматического контроля полученных навыков. Дисплей совместно с тест-пультом, так же как и муляж человека, могут использоваться как автономные самостоятельные обучающие устройства, и для оценки знаний по ОБЖ.
Для защиты обучающихся на тренажерах от перекрестного заражения контактным путем, что немаловажно в современных условиях при обучении больших контингентов, муляж снабжен съемными взаимозаменяемыми ротоносовыми узлами.
Дополнительно тренажерный класс комплектуется комплексом «ЭЛТЭК-Пловец» и физиологическим модулем. «ЭЛТЭК-Пловец» позволяет научить детей безопасному поведению на водоемах, умения доставки пострадавшего на берег и оказанию неотложной помощи на берегу. Физиологический модуль учит детей контролировать свое физическое состояние по доступным признакам: пульсу, давлению, дыханию. Работа жизненно важных внутренних органов ребенка фиксируется на экране дисплея, где частота сокращения сердца и легких адекватна собственной частоте сердечных сокращений и вентиляциями легких.
Непростой период становления, который переживает сейчас новая школьная дисциплина ОБЖ, предъявляет повышенные требования к согласованности действий всех тех, кто понимает необходимость и важность формирования у учащихся знаний, умений, навыков, позволяющим им не оказаться в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни, или с наименьшими потерями решать возникающие проблемы.
В настоящее время курс ОБЖ находится на перепутье. Либо курс сделает серьезный шаг вперед в своем развитии и займет достойное место в системе образования, либо останется в застое и закончится, оставшись закамуфлированной подготовкой к военной службе или к ГО, что в современных условиях не допустимо. Последнее связано с возникновением новых и углублением старых проблем физического выживания человечества, расширением спектра внутренних и внешних угроз национальной безопасности России, ухудшением экологической ситуации, социальных проблем, повышенное внимание общества к вопросам личной безопасности жизни и выживания. Обеспечения безопасности человеческих сообществ в глобальном и национальном масштабах касается каждого и требует разумных общих действий. Вот почему необходимо дальнейшее развитие содержания курса ОБЖ. Именно этот курс может дать ответ на главный «вызовХХ1» века, поскольку:
- он может и должен опережать основную потребность человека и общества в постиндустриальную эпоху, способствовать формированию умений и навыков безопасной жизнедеятельности и адекватного мировоззрения;
- он может и должен служить стержнем общего образования.
Базовый курс по ОБЖ поможет:
сформировать личность «безопасного типа», представляющей тенденции мировой динамики, знающей основы здорового образа жизни, защиты человека, общества, государства от современного комплекса опасных факторов и умеющий применить эти знания на практике;
воспитать гражданственность, патриотизм, ответственность перед собой, обществом и природой.
Обновление содержания курса ОБЖ направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно-неадаптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления. Человек свободен в выборе ценностей, в том, где ему проявить свою индивидуальность, в какой области культуры применять свои творческие силы, как добиться совпадения личного и общественного интересов в своей деятельности. Перевод человека на новый уровень отношения к собственному физическому, психическому и личностному здоровью является результатом гуманизации образования.
Литература:
- Гуманизация естественно научного образования: Проблемы и перспективы. Тезисы международной научно-практической конференции - спб, 1996.
- Все о здоровом образе жизни- Ридерз Дайджест, 1998.
- Степанов В.М., Шипачева А.Д.- Здоровьесохранная педагогика Иркутск, 2001.
- Шипачева А.Д., Маричева Э.А.-Курс ОБЖ как новый базовый предмет. Проблемы учебного процесса в инновационных школах, вып.7-Иркутск, 2002.
- Смирнов Н.К. - Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы- М., 2003.
- Лазарев В.С. - Системное развитие школы- М., 2003.