Валютные операции представляют собой действия по организации и управлению денежными отношениями, возникающими при движении валюты и ценных бумаг в валюте.
Коммерческие банки могут осуществлять валютные операции только при наличии соответствующей лицензии Банка России, то есть уполномоченные банки.
По состоянию на 1.01.2004г. на территории РФ 1329 кредитных организаций (КО), имеющих право на осуществление банковских операций(1277 банков и 52 небанковских КО). Зарегистрировано 310 КО, имеющих генеральные лицензии и 845 КО, имеющих право на осуществление операций в иностранной валюте. Принято отмечать, что в структуре доходов коммерческих банков выделяется 7 разделов: операции по получению процентов ; доходы от операций с ценными бумагами; дивиденды; доходы от организации банков; штрафы, пени и неустойки; прочие доходы банков(в том числе комиссионные и доходы от операций с иностранной валютой).[1]
Доля доходов от проведения валютных операций и переоценки валют составляет в среднем 30-35%, а в банках, в которых активы преобладают в валюте, может достигать более половины и до 75% в банках с иностранным участием.[2]
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ устанавливает Федеральный Закон (ФЗ) «О валютном регулировании и валютном контроле».
Изначально он был принят от 9 октября 1992 г. (№3615 - 1). Летом 2002 г. Российский союз предпринимателей и промышленников (РСПП) представил вариант закона. Минфин в срочном порядке представил в правительство свой вариант. 10 декабря 2003 года вышла новая редакция Закона (№173 - ФЗ).
Что же вызвало столь жаркие споры? В процессе обсуждения представители бизнеса и власти разделились(лагерь "либералов" и "консерваторы"). Идеи "либералов" были поддержаны президентом и премьер-министром.
На первый взгляд закон выглядит либеральным:
- уровень обязательной репатриации валютой выручки снижен с 50 до 30%;
- разрешен вывоз иностранной валюты на сумму до $3000 без оформления таможенной декларации как резидентами, так и нерезидентами; отменено обязательное предоставление документов, подтверждающих перевод, ввоз или приобретение на территории РФ, для вывоза валюты от $3000 до $10000;
- в статье 7, касающейся регулирования валютных операций движения капитала, говорится об увеличении сроков при отсрочках платежей со 180 дней до 2 лет. Это можно оценить положительно. Раньше на любую операцию, превышавшую по длительности 180 дней, требовалось специальное разрешение ЦБ. Всего за последнее время их было выдано не более 8. Это заметно снижало конкурентоспособность российских предприятий.
Однако этот закон, похоже, ориентирован на максимальную аккумуляцию капитала внутри страны. Так, иностранные инвесторы должны резервировать 20% своих вложений, а уж если резиденты решатся вложить деньги в зарубежный проект, то они должны будут резервировать целых 100%. Это негативно влияет на инвестиционный климат.
В нынешнем законе под понятие «внешние ценные бумаги» попадают, в частности, еврооблигации российских компаний. Соответственно, на них должны распространяться все предусмотренные законом ограничения, включая режим счета и требования о резервировании средств. Это положение существенно осложняет выход российских компаний на мировые рынки капитала.
В то же время Минфин и ЦБ оставляют за собой полное право на введение самого широкого спектра ограничений в случае проблем с курсом рубля, платежным балансом, золотовалютными резервами и финансовой стабильностью в целом. Например, к капитальным операциям отнесены многие текущие - получение кредита в иностранном банке и другие.
C одной стороны, валютная либерализация необходима, но с другой - вполне возможно, что экономика России еще не совсем готова для полной отмены ограничений.
В принципе, введение любых валютных ограничений нетрудно объяснить заботой об экономической безопасности государства, но только в случае финансового кризиса. По мнению многих представителей бизнеса, экономическая целесообразность сегодня требует снять ограничения. «Российской экономике валютная либерализация не может повредить в принципе, ведь по сути мы уже живем в абсолютно свободном мире - никакими административными барьерами невозможно остановить вывоз капитала из России»[3]. Снятие ограничений на трансграничное оказание услуг не должно оказать существенного влияния на российскую банковскую систему (крупные экспортеры давно имеют офшорные компании и счета за границей).
В докладе раскрыты аргументы противников либерализации:
1)Слабость российских банков. «Либерализация хороша для тех, кто осуществляет активные экспортно-импортные операции, связанные с валютой. Банковская система от либерализации валютного регулирования сейчас не только приобретет, но и потеряет с вероятным перетоком части клиентов напрямую в иностранные банки».[4]
2) Слабость всей отечественной экономики в целом. «Задача валютного регулирования - обеспечить интересы государства в части поддержания курса национальной валюты, а валютное регулирование - это единственный действующий механизм регулирования устойчивости рынка, имеющийся у Банка России. И если учесть, что Россия зависима от цен на нефть и притока иностранной валюты, полностью либерализовать ее валютный режим не имеет смысла».[5]
[1] Т.Б.Шумская, А.А.Шумский «Некоторые направления развития банковского сектора в России»/ г. «Бизнес и банки», №7, февраль 2004г.
[2] Т.Б.Шумская, А.А.Шумский «К исследованию вопроса о соотношении риска и доходности коммерческих банков России»/ г. «Бизнес и банки», №35, август 2003г.
[3] А.Струченевский - экономист «Тройка Диалог»
[4] Д.Лепетиков - ведущий эксперт Центра развития
[5] А.Емелин - вице-президент АРБ