Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

Легкая промышленность России является одной из старейших отраслей отечественного промышленного производства, имеющей в прошлом немало ярких страниц. Известно, что это практически единственная отрасль промышленности, где крупное производство развилось без прямого и существенного участия иностранного капитала. Именно в силу этого российский капитализм в начале ХХ века часто называли "ситцевым", намекая на то, что лишь в этой области серьезные фирмы родились как чисто российские.

Одним из главенствующих положений в русской промышленности в начале XX века занимала именно легкая промышленность. Кроме того, это выходная отрасль, функционирование которой запускает механизм работы и сохранения рабочих мест более чем в десяти смежных отраслях, включая сельское хозяйство. Рассматриваемая отрасль, положительно влияющая на сельское хозяйство, особенно перспективна, так как в настоящее время во многих субъектах Российской Федерации положение сельского хозяйства остается в плачевном состоянии. Республика Хакасия не является исключением из этого списка.

Легкая промышленность в Хакасии объединяет 66 предприятий, в том числе 13 средних и крупных, где занято около 6 тысяч человек [1]. В республике имеется мощная производственная база для развития предприятий легкой промышленности. До 1995 года предприятиями общероссийского значения были такие предприятия легкой промышленности Республики Хакасии как АОЗТ «Ситекс», АОЗТ «Пош», трикотажная фирма «Хакасия», АООТ «Искож», швейная фирма «Элегант», обувная фирма «Саяны».

В экономике Республики Хакасия в 1998 году произошло дальнейшее снижение почти всех важнейших показателей экономического развития. Производство продукции легкой промышленности в 2003 году сократилось по сравнению с 1990 годом в 20 раз [2]. Для данной отрасли характерен наиболее глубокий спад производства по сравнению с другими отраслями промышленности. К причинам, ухудшившим положение в легкой промышленности, необходимо отнести нарушение хозяйственных связей после развала СССР, опережающий рост цен на сырье, значительный и нерегулируемый завоз импортных товаров, а так же износ производственных фондов. Общей проблемой подавляющего большинства предприятий легкой промышленности является низкая конкурентоспособность их продукции из-за использования морально устаревшего технологического оборудования. При этом для модернизации производства у предприятий республики нет ни собственных средств, ни возможности использовать заемные средства из-за их высокой стоимости. Более того, спрос на потребительские товары не имел того дополнительного стимула в виде вытеснения в результате конкурентной борьбы потребления иностранных товаров, который играл заметную роль в росте объемов производства тяжелой промышленности.

Таким образом, обобщая вышесказанное, мы должны констатировать, что легкая промышленность республики Хакасия в настоящее время является отраслью в целом глубоко кризисной, потерявшей подавляющую массу прежних объемов производства, находящейся в тяжелом финансовом положении, теряющей рынки сбыта или с трудом их удерживающей.

Выход из сложившейся ситуации и возрождение легкой промышленности Республики Хакасия требует высокого уровня стратегического планирования, которое успешно применяется для оценки нерегулируемых процессов и внезапных ситуаций в экономике. В практике как республиканских, так и российских предприятий легкой промышленности стратегическое планирование применяется достаточно слабо. В защиту стратегического планирования можно сказать, что в каждый данный момент оно фиксирует, что должны делать предприятия отрасли в настоящем, чтобы добиться желаемой цели в будущем, исходя из того, что окружение будет меняться. На наш взгляд, стратегическое развитие предприятий легкой промышленности республики Хакасия следует рассматривать с позиции реализации целей отрасли. Основными направлениями стратегического развития легкой промышленности республики Хакасия являются:

  • реструктуризация предприятий, предполагающая выбор тех рынков, где реально можно добиться конкурентоспособности, избавление от активов, не нужных для решения этой задачи, и внедрение процедур управления, обеспечивающих наиболее эффективное использование сохраненных активов с целью достижения прибыльности продаж и устойчивой конкурентоспособности;
  • уровень конкурентоспособности отечественных товаров снижается не только преимуществами импортных товаров по потребительским свойствам, но и дешевизной "серого импорта". В этих условиях единственный путь развития для республиканских товаропроизводителей состоит в повышении конкурентоспособности своей продукции и создании более эффективных систем товаропродвижения;
  • для обеспечения конкурентоспособности на внутреннем рынке республиканской легкой промышленности целесообразно сосредоточиться на увеличении выпуска: дешевой продукции среднего качества и дизайна для лиц пожилого возраста; продукции среднего качества по средним ценам для среднедоходных групп покупателей; дорогой продукции для элиты среднего класса и для обеспеченной молодежной группы населения; продукции, из натурального сырья и современного цветового дизайна для детей;
  • реализация такой конкурентной стратегии требует создания устойчивых групп взаимосвязанных производств (кластеров) разных звеньев производственно-технологической цепочки, что, как свидетельствует опыт итальянской легкой промышленности, позволяет завоевывать устойчивые позиции на рынках конечной продукции даже при минимальной поддержке государства;
  • для того, чтобы обеспечить себе устойчивую конкурентоспособность и стать элементом перспективного кластера смежных производств, предприятия легкой промышленности должно преодолеть "барьер реформирования", что предполагает: регулирование проблем собственности, формирование новых управленческих команд, выработку экономической стратегии деятельности в специфичной российской макроэкономической среде, освоение методов маркетинга, овладение новыми экономическими методами управления, совершенствование методов менеджмента, создание новых систем поощрения персонала и обеспечения на этой основе его лояльности менеджерам и фирме и заинтересованности в успехе последней;
  • необходимо четко разграничить задачи, которые могут и должны быть решены в краткосрочном периоде, и задачи, решение которых возможно лишь в долгосрочной перспективе. К числу задач краткосрочного периода при этом следует отнести, прежде всего, операции по повышению эффективности использования имеющихся ресурсов и создания предпосылок для устойчивого роста в долгосрочной перспективе;
  • при реализации мер, направленных на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, целесообразно, прежде всего, провести стратегическую экономическую инвентаризацию всех типов активов, которыми располагает предприятие, и избавиться от тех активов, которые не нужны для реализации.

Республиканская легкая промышленность при всех трудностях, которые она переживает в настоящее время, все же не лишена возможности выхода из кризиса и шансов на успешную борьбу с конкурентами за внутренний рынок. Одно из главных направлений в спасении отрасли и создание для нее устойчивого фундамента будущего развития является стратегическое планирование.

Примечания

  1. «Социально-экономическое положение Республики Хакасия» (доклады 1991-2003 гг.). / Госкомстат Республики Хакасия.
  2. «Хакасия в цифрах (1991-2003 гг.)». Госкомстат Республики Хакасия. 2003. С. 7.