Деление на жанры и дальнейшая внутрижанровая дифференциация - процесс, характеризующий 17 век, особенно ярко проявился в жанре северонидерландского натюрморта (stilleven). Это отразило политическую структуру отъединившихся северных протестантских провинций Нидерландов - Республика Соединенных провинций. Анализ композиции голландского натюрморта показывает ее полифонический характер, отражающий демократизм государственного устройства.
Предоставление максимума визуальной информации об изображаемых предметах (подача объектов в свете и тени, глубинно-пространственная композиция) отражает широту кругозора жителей одного из главных колонистов столетия и родины биржи.
Исследуемый натюрморт активно воздействует на зрителя. Авторы часто ставят дракоценные китайские фарфоры в опасных положениях прямо на край стола, так что край тарелки взывает к подхватливым рукам зрителя, тщательно воссозданная глубина и скульптурность предметов предпологает возможность обхода. Это общение Бога со зрителем без посредничества священичества, но напрямую, посредством только произведения искусства. Картины в голландских семьях ценились на вес золота.
Иконоборческое восстание 1566 года, положившее начало Нидерландской революции и конец почитанию икон, сместило визуализацию божественной сущности в сферу повседневной жизни, сакрализовав ее в соответствии с кальвинизмом, одним из центральных положений которого является приравнивание успеха в профессиональной деятельности и богоугодности человека.
Содействие благодати выражается в упорном труде - натюрморт изображает результаты этого труда. Отсутствие практического смысла изображенного расставляет приоритеты - труд не ради роскоши, а ради труда, который есть обряд. Конечным этапом обряда являются жертвоприношение, связанное с восславлением господа (голландский натюрморт, навечно застывшая жизнь - вотивное жертвоприношение Богу), и причастие (обязательно присутствующие вино и хлеб - тело и кровь Христова) - осмысленные в каждом повседневном действии.
Республика Соединенных провинций, бывшая выразителем пантеистического направления (и родиной значительнейшего философа-пантеиста данного столетия - Б.Спинозы (1632 - 1677)), представляющего бесконечное единство разлитым в конечном многообразии явлений, создала в лице натюрморта новый образ бога, явленного в еде.
Натюрморт также и портрет хозяина, заказчика. В протестантизме смещается акцент с общины на индивидуальное делание, происходит отказ от идей Чистилища, индульгенций, замаливания грехов за умерших, не признается роль посредников между человеком и богом, никто не имеет права исповедовать и отпускать грехи - единственный шанс, таким образом, - контролировать каждый шаг - что из твоего конкретного окружения может быть отобрано для презентации тебя, какие вещи расскажут о тебе.
Натюрморт - напоминание о конечность жизни, и о возможности ее неожиданного конца. Наиболее читаема эта конечность жизни в натюрмортах жанра Venitas venitatum (суета сует), но и в остальных натюрмортных видах какая-то неведомая сила прервала обнажение лимона, поедание пирога, чтение книги.
Таким образом, голландский натюрморт взял на себя функцию визуализации божественной сущности, моделирования человека и восстановления связи божественного лона и человеческого духа.