Произведение искусства является знаковой системой, обретающей свое живое бытие в форме речевого высказывания, структура которого есть единство средств объект- и субъект-языков. Произведение искусства, как речевое высказывание, выстроено по правилам объект-языка изобразительного искусства (художественная традиция), объект-языка зрительского восприятия, обусловленного общечеловеческими и актуально-историческими нормами, а также субъект-языковых правил конкретного произведения искусства и субъективных правил восприятия конкретного зрителя. Коммуникация на объект-языковом уровне формирует значения, действие на уровне субъективных зрительских правил способствует образованию личностных смыслов.
В картине «Бокал вина» (1658-1660 гг.) Яна Вермеера каждое правило объект-языка произведения встречается с соответствующим правилом объект-языка восприятия, и за счет этой встречи рождаются все новые и новые грани художественных значений и смыслов. Встреча протекает как диалог-отношение сторон. В результате этого диалога становится визуальное понятие. Элементы объект-языка произведения можно разделить на правила вида искусства (приемы композиции, организации работы светотени, колорита, главенствующих типов линий, форм), жанра и стиля (общекультурного и авторского), в которых выполнена работа, а также объект-языковых категорий, определенных актуально-исторической ситуацией.
Правила вида искусства - живописи, действующие в произведении «Бокал вина»: 1. Масштаб картины. Небольшие размеры (65х77см), встречаясь со зрительским восприятием, формируют значение «интимности» изображенной сцены. 2. Правила композиции. Вокруг персонажей образуется своеобразная вакуумная зона - пустое пространство; границу подчеркивает стул, стоящий спинкой к зрителю. Формируется значение закрытого, отделенного от внешнего, т.е. «внутреннего» пространства. Исключение - скамейка у окна, - «ступень» для света, проникающего из окна - единственного входа в этот «внутренний мир» человека. 3. Правила светотени. В изображенном полусумрачном пространстве свет движется слева направо. Подобное движение света встречается с объективным правилом восприятия всего входящего в пространство картины слева направо как входящего с тем, чтобы остаться. Освещенность пространства лишь всполохами света образует у зрителя понятие «сокровенности» представленного, и представление о «наполнении светом» как главном событии. 4. Правила цвета. Белым цветом выделены зоны кувшина и бокала, связанные с главным действием - испитием вина героиней. Картина названа «Бокал вина», но вина в бокале нет, он «наполнен» светом. Однако красный цвет, связанный с понятием «вино», присутствует во многих элементах, всегда выступая основанием для элементов белого цвета. Взаимопроникновение красного и белого - розовый цвет, представлен платьем героини, - возникает значение «переливания» белого (божественный свет) в красное (человеческая природа). Правила жанра. В картине совмещены правила натюрморта, жанровой сцены и исторической картины. Набор предметов натюрморта встречается со актуально-историческим зрительским правилом трактовки его как символа тщеты бытия.
Результат движения становящегося визуального понятия: преодоление восприятия жизни как суеты сует - шаг к пониманию внутренней жизни человека как постоянной возможности причастия к Божественному, которое проникает в повседневный мир, наполняя его святостью.