Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В своих духовных проповедях Майстер Экхарт (1260 - 1327) [1], немецкий мистик рубежа XIII - XIV веков, различает Бога и Божество. Божество - праоснова, исток всего сущего, сущность всех Лиц Троицы. Бог - творческая манифестация Божества. Лики Троицы - различные формы творческой деятельности Божества, порядок этой деятельности. Божество в основе cвоей есть «живой, действительный, сущий Разум, имеющий самого себя предметом». Божественный разум познает себя в Ликах Троицы, и в процессе самопознания возникает мир. То есть бытие тварного мира это вечный тринитарный процесс. Бог Отец непроизвольно возникает из Божества и внутренне постигает Самого Себя. Его собственная природа становится предметом Его понимания. Таким образом, Он делает себя, субъекта познания, объектом. Сущность Его приобретает образ, который, оставаясь внутри сущности, в то же время выделяется как Лицо - Бог Сын. Через любовь любящий уподобляется любимому. Между Ними устанавливается общий Дух, Святой Дух - взаимное одарение Божественной Природой, излияние Себя Обоих в любви. Так Три Лица соединены в одну единую сущность, и в этом полном единстве Бог есть в Себе Самом Царство.

Тринитарный процесс, можно представить следующим образом. Изначальное бытие субъекта: он растворен в первооснове. В процессе самопознания он создает некое представление о себе и своем бытии, которое есть отражение самого субъекта, его образ и подобие. Создавая этот "образ", делая его из себя и как себя, происходит делание себя (второго). То есть происходит творение, порождение себя, причем рождающий и рождаемое тождественны. Делая, мысля себя, субъект с помощью объекта (модели познания) познает себя (познает себя с помощью себя) и это осознание себя и своего бытия меняет его отношение к себе. Получается, под воздействием объекта меняется субъект - возникает коммуникативное поле. И в этом отношении исчезают субъект и объект, появляются МЫ, осознающее себя и бытие и встраиваемое себя в бытие как можно более гармонично (как изначально).

Бог Отец постоянно познает себя. Деятельность и сущность Его разумения - разумение себя: Бог Отец рождает Бога Сына. Бог Отец рождает Бога Сына в душе человека. Душа и Бог едины в акте Богорождения, который одновременно и акт Богопознания. При этом не только Сын Бога рождается, но и сам человек рождается, возрождается, обновляется.

Творческая деятельность (творящий разум) уподобляет человека Богу. Акт творчества, в котором «Я» познает себя и обретает свое истинное «Я» - мистический акт, подобный зачатию и рождению Бога в душе. Это и есть высшее проявление личности - самопознание.

Художник, познавая себя в процессе творчества, определяет себя объектом познания и являет себя во вне, то есть создает свой образ и подобие. Он творит произведение искусства со всем мастерством, на какое он способен. Это умение - его сущностная, присущая ему черта - это он сам. Его внутреннее «Я», настоящее, духовное (мысли, чувства, желания и т.д.) творится во вне и с помощью внешних предметов. Художнику очень важно максимально полно выразить себя в творении. Сотворенное - это он сам. И в процессе творчества, через это произведение искусства художник осознает себя, «общаясь» со своим alter ego, он изменяется, выстраивает собственный внутренний мир сообразно явлениям мира внешнего. И этот процесс гармонизации отражается в произведении искусства, поэтапно фиксируется, и, следовательно, он может быть повторен, а произведение искусства - в этом случае - план действия. Получается: произведение искусства (шедевр) - своеобразный камертон, посредством которого возможно гармонизировать собственное существование, осознав себя и восстановив контакт с миром; подобно тому, как через рождение Бога Сына, душа может коснуться Божества, пусть на краткий миг, слиться с первоосновой всего сущего.

Кроме того, как и Богорождение, самопознание в творческом процессе сопровождается преображением, так как субъект позволяет объекту, изменить его. Однако любое изменение себя связано с уничтожением себя старого, а значит, связано со страданием. «Я» должно отказаться от «Я», чтобы стать «Мы». И когда субъект, забыв себя ради объекта и "Мы", сливается с объектом, происходит смерть субъекта. Но в результате появляется "Мы" - нечто новое, новое качество, в котором субъект становится вновь един с бытием, и обновленный, освобожденный от прошлого несовершенства возрождается к новой жизни. Выходит в процессе формирования "Мы" (позиционирование «Я»- умирание его прежнего - возрождение в новом качестве) свершается духовная инициация познающего субъекта.

Духовная инициация Бога вершится постоянно: мир меняется, оставаясь неизменным в сущности. Человек, творящий собственную личность в процессе самопознания, физически оставаясь прежним, может существенно измениться.

Литература

  1. Экхарт, Майстер. Духовные проповеди и рассуждения. / Пер., предисл. М.В. Сабашниковой. - Киев, Ника-Центр, 1998. - 432 с.