Для прогнозирования настоящих и будущих процессов необходим строго научный подход к молодежным проблемам, знание реальной картины, глубокое изучение интересов и жизненных планов, ценностных ориентаций и реального поведения молодежи с учетом всех конкретных исторических и социальных условий, в которых она воспитывается. Очевидно, что необходимо создание социально-экономических, политико-правовых, духовно-культурных предпосылок, условий и гарантий для становления личности молодого человека, социализации молодого поколения, реализации его творческого потенциала.
Специфика правовой социализации представляет собой сложный процесс включения индивидов и социальных групп в систему правовых отношений общества и освоения ими конкретных юридических и социальных норм, в ходе которого происходит адаптация и интериоризация социального опыта. Иначе говоря, правовая социализация молодежи направлена не только на понимание и освоение правовых норм, но и на формирование способности к осознанной деятельности в общественной жизни на основе усвоенных официальных и неофициальных правовых установлений.
Около одной трети молодых людей в современной России не в состоянии успешно адаптироваться к жесткой экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления. Эти молодые люди испытывают существенные материальные и психологические затруднения, с трудом интегрируются в «свободную» экономику, скептически и пессимистически настроены к реформам и ориентированы в большей степени на «выживание», а не «достижения». Основная нагрузка в решении профессионального самоопределения лежит на самих молодых людях, на их семьях, ближайшем родственном и дружеском окружении. Стремление большинства молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненные перспективы отразилось на возросшей тяге к образованию, приобретению престижных профессий. Но в последние годы обозначилась неблагоприятная тенденция к увеличению числа подростков и молодых людей, не продолжающих учебу и покидающих учебные заведения по материальным и другим причинам.
Получение профессии в учебных заведениях не дает гарантии успешной профессиональной деятельности молодежи. Около половины всех типов профессий, по которым ведется подготовка, не требуются на рынке труда. 50% молодых специалистов, а по некоторым оценкам и больше, переквалифицируется, не вступая к работе по освоенной в учебном заведении профессии. С развитием рыночных отношений в России складывается ситуация, аналогичная странам Запада, когда растет численность молодых людей, которые до более старшего возраста остаются в стенах образовательных институтов, все реже случается ситуация, когда молодой человек, окончив учебное заведение, сразу приступает к работе.
При этом создается специфический рынок молодежных мест труда, включающий разные виды временной, краткосрочной, непостоянной работы, т.е. работы, которую можно совмещать с учебой. Все это заполняет время молодости трудом, который нельзя характеризовать как постоянную занятость. Существование такого специфического рынка труда продлевает время молодости - жизни в рамках молодежной субкультуры, но одновременно затягивает выход молодежи на настоящий рынок труда.
Противоречиво протекает процесс интеграции молодежи в негосударственный сектор экономики. Студенты, обучающиеся на рейтинговых специальностях (экономика, юриспруденция), нацелены на получение высоких доходов и организацию собственного бизнеса. С предпринимательской деятельностью, некоторая часть молодежи связывает свои мечты об экономической самостоятельности. Но в последние пять лет все меньше студентов высказывают намерение связать себя с бизнесом. Налицо явное противоречие между стремлением молодежи включиться в рыночные отношения и растущим пониманием невозможности включиться в него в рамках законодательного поля.