Известно, что влияние окружающей среды на любого человека велико и, в последние годы, достаточно негативно. На школьников среда влияет как непосредственно, так и опосредованно - через один из своих компонентов - образовательную среду, в которой осуществляется учебно-воспитательный процесс учреждений образования.
Поэтому, говоря о создании новых, современных, образовательных технологий, все чаще говорят о создании и внедрении здоровьесберегающих образовательных технологий.
Обсуждая этот вопрос, необходимо отметить, что однозначного определения понятия "здоровье" пока нет, но принимаемые в последнее время как наиболее предпочтительные, "вкладывают" в него не только медицинское содержание [например, 1, с.29]. Это вполне соотносится с представлениями о структуре индивидуальности человека [2, 3, 4] и требует при организации учебно-воспитательного процесса учитывать все ее составляющие, а не только личностную сферу.
В связи с этим естественные дисциплины рассматриваются не только как учебные предметы о природе в целом, но и как учебные предметы о закономерностях функционирования организма человека. Их значение состоит как в предметном содержании, так и в формировании универсальных закономерностей, которые могут быть распространены и на организацию учебной (познавательной в целом) деятельности.
Подготовку учеников как субъектов своего познания при реализации здоровьесберегающих образовательных технологий можно представить в виде нескольких блоков.
Первый блок - "Я - мои особенности". Принимаем положение о том, что все области знания связаны с изучением законов развития либо общества, либо природы. На "пересечении" их есть область знания, изучающая человека во всех проявлениях его индивидуальности - "человекознание". В дидактическом "эквиваленте" область "человекознание" может быть представлена комплексом естественно-общественных учебных предметов. Роль естественных дисциплин в этом случае заключается в информации об организме и определении его особенностей - медико-биологическая (физиологическая) компонента комплексной диагностики, позволяющая всем субъектам познания ориентироваться в тех особенностях своего организма, от которых во многом зависит успешность учебной деятельности.
Второй блок - "Деятельность - структура и особенности познавательной деятельности". Принимаем положение о том, что деятельность является фундаментальным образовательным объектом, изучая который необходимо акцентировать целесообразное управление ею (самоуправление, саморегуляцию). В первую очередь с позиций представлений, формируемых в естественных дисциплинах, о взаимообусловленности структуры и функции, из которых вытекает положение о целесообразности.
Третий блок - "Я и Деятельность - моя деятельность в соответствии с моими особенностями". Чтобы познание было комфортным и продуктивным, надо научить учеников не просто работать, но работать рационально. В данном контексте под рациональной работой подразумеваем работу целесообразную и с позиций предмета изучения и с позиций субъекта познания. Эта работа осуществляется в соответствии с данными психо-физиологического и личностного (социального) паспорта ученика с определением целесообразной (приоритетной) для него (с позиций будущей профессиональной деятельности) образовательной области.
Методическим вариантом такой работы может быть использование индивидуальных обучающих программ, в которых от программы к программе уменьшается число ориентиров в ориентировочной основе деятельности и конечная цель их использования - составление таких программ школьниками самостоятельно [5].
Они содержат указания, что изучить в соответствии со стандартами в этой образовательной области и как можно это изучить. Исходя из целей здоровьесберегающей образовательной технологии, индивидуальная обучающая программа ориентирована на осознание школьниками структуры познавательной деятельности, мотивации учения и, особенно, рефлексию своего познания. Поэтому наиболее удачным определением ее как программы (из ряда существующих определений этого понятия) представляется следующее - "это карта для движения по незнакомой местности".
Если "незнакомой местностью" являются дисциплины естественного цикла, то особое внимание привлекает эксперимент как метод познания и как метод обучения. С одной стороны - насколько возможно его самостоятельное индивидуальное выполнение учениками. С другой стороны -необходимо освоить общие закономерности его планирования и выполнения.
Подобное расширение образовательных функций естественных дисциплин позволяет решить проблему целостности педагогического пространства относительно его субъектов и, тем самым, проблему непрерывности образования, так как подготовка к самообучению (самообразованию) может влиять на успешность любого периода и уровня учебной деятельности.
Литература
- Казначеев В.П., Склянова Н.А. Основы общей валеологии: Учеб.пособие. - Новосибирск, 1998.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.:. Смысл;Per Se, 2000.
- Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М., 1979.
- Введение в методику составления и использования индивидуальных обучающих программ /Под ред. М.Б. Дьяковой. - Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО "Иркут. гос. пед. ун-т", 2003.
Работа представлении на научную заочную электронную конференцию «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники» по направлению «Образовательные технологии» (15-20 марта, 2004 г.)