Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

Прежде чем приступить к рассмотрению земской интеллигенции, нужно понять, кого можно отнести к данной категории лиц. В энциклопедии «Культурология XX века» дается такая расшифровка данного термина. «Интеллигенция - круг людей культуры, т.е. тех, чьими знаниями и усилиями создаются и поддерживаются ценности, нормы и традиции культур» [1]. Близким к данному определению являются подход В.С. Меметова, специалиста, который много лет изучает историю интеллигенции. Он считает, что интеллигент должен в первую очередь иметь высокий уровень нравственной культуры. «В провинции нравственная культура интеллигента всегда проявлялась в его отношении как к обществу в целом, так и к себе и к другим людям» [2].

Иная точка зрения принадлежит ученым, работавшим в советский период. К ним относятся: А.В.Луначарский, В.И.Ленин, Н.И.Бухарин и А.А.Богданов. В.И.Ленин считал, что важным критерием является уровень образования и характер труда. Данной точки зрения придерживается и известный историк В.Р. Лейкина-Свирская, которая настаивает на том, что человек, получивший высшее образование имеет полное право именоваться интеллигентом [3].

Проблемами земской медицины занимались такие исследователи как: В.Н.Емельянов, Е.И.Яковенко, С.В.Трахтенберг, В.Р.Лейкина-Свирская, И.Д.Страшун и Н.М.Пирумова.

Рассмотрим деятельность земских врачей и попытаемся определить по каким признакам их можно (или нельзя) отнести к интеллигенции.

Работа врача была крайне трудной. В Тверской губернии в селе Берново врач С.Н. Коржневский обслуживал 200 деревень. Каждый день он принимал не менее 60 больных, а в праздничные дни до 100 человек. Рабочий день длился не менее 12 часов, не считая экстренных вызовов и приготовления лекарств. В 90х гг. XIX века размер участка увеличился и радиус был в пределах 10 верст, а население, которое должен был обслужить составляло 6000-7000 человек. Быт врачей был скромным, жили в большинстве случаев, там где принимали больных. Врач в Бугурусланском уезде Казанской губернии «жил и работал в избе 5-6 сажень, с 3 окнами с русской печью. Кроме скамеек были шкафчик для лекарств, 2 деревянных стола и стулья, нары для спанья и лохань для умывания. За одним столом записывали больных, за другим шла аптечная работа» [4]. В таких сложных условиях работали земские врачи, но не смотря на все тяготы главной целью их работы было служение крестьянству. Помимо этого они стремились просвещать народ, пытались облегчить тяжелое материальное положение, и лечить физические недуги.

Самоотверженность и преданность народу проявлялась во время свирепствовавшей в 90х гг. XIX века эпидемий холеры и тифа. По данным статистиков около 60% земских врачей умерло от сыпного тифа, но это их не останавливало, они продолжали бороться за жизни крестьян. А.П.Чехов вспоминал: «Интеллигенция работает шибко, ни щадя ни живота, ни денег, я вижу ее каждый день и умиляюсь... В Нижнем врачи и вообще культурные люди делали чудеса» [5]. После спада эпидемии земские врачи выдвинули идею, по которой предлагали провести меры по профилактике эпидемий. Так в 90е гг. XIX века земства одобрили создание эпидемических штатов (они начали свою работу в Петербургском, Московском, Курском, Владимирском и других земствах). Было решено делать прививки местному населению, чтобы избежать крупных эпидемий. Стоит отметить, что крестьяне мало доверяли врачам и поэтому частые уговоры в старообрядческих районах заканчивались неудачей. Примером может служить местечко Новая Ладога, где врач З.Г.Франкель столкнулся с такой проблемой: несмотря на отказ населения от оспенных прививок врач систематически обходил все дома, разъяснял и показывал на себе как делаются прививки. Его усилия не прошли даром. Местные жители прониклись к нему доверием и прививки были сделаны всем желающим [6]. Врачей беспокоили условия жизни и труда крестьян и рабочих. Судорабочие жили среди лошадей, ночевали в грязных надворных постройках, без постельных принадлежностей и довольствовались низким жизненным уровнем. Изучая быт рабочих и крестьян, они пытались представить результаты своих исследований на земских собраниях, чтобы повлиять на улучшение их жизни.

В конце XIX века врачи столкнулись с проблемой угнетенного содержания душевнобольных. Врач В.И.Яковенко высказал свое мнение, что психиатрические больницы, которые имеются, являются местами заключения. Он предложил использовать как метод лечения-труд. Для тяжелых хроников строились богадельни. Кто мог и хотел жили в колонии семьями занимались огородничеством, ухаживали за пчелами, работали на ферме. Вводится принцип нестеснения: устраняются решетки на окнах и излишние заборы [7].

Врачи старались оказывать не только медицинскую, но и материальную помощь населению, так в период с 1899 по 1909г. при Пироговском обществе работал «Врачебно-продовольственный комитет», который оказывал помощь голодающему населению.

Примером нравственности может служить создание в Ярославле лечебницы приюта. Первым заговорил о необходимости его создания уездный врач А.И.Торопов. Эта инициатива была продиктована высокой детской смертностью.

Но не смотря на выше перечисленное самопожертвование и преданность народу были врачи обеспокоенные лишь своим благосостоянием и собственными интересами.

Так же как и остальные, они имели высшее образование. В земствах частой была практика, по которой большее количество населения обслуживал фельдшер, а врач, только иногда появлялся на своем участке (в экстренных случаях). Именно так поступал Ф.М.С. ,он никогда не ставил свою подпись на фельдшерских приемных карточках и не гнушался брать деньги за лекарства с больных, Он с удовольствием принимал все подарки от больных. Сам не спешил на работу и никогда бы не бросил свою трапезу ради больного [8].

Самым злостным и не выполняющим свои обязанности был М.И.Б., врач ленился сделать несколько шагов из своей квартиры в здание больницы и амбулатории. Он сидел дома и никуда не ездил [9].

Неужели мы можем таких врачей назвать интеллигентами лишь из-за того, что они получили высшее образование, а тех, кто работал по 12 часов, изучал быт крестьян и рабочих, боролся с эпидемиями этого не достоин?

Проанализировав приведенные нами факты, мы приходим к выводу, что главное в деятельности земских врачей - это нравственность. Именно она является важнейшей чертой, присущей интеллигенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Культурология.XX век. Энциклопедия. Т.1.-СПб: Университетская книга; ООО «Алетейл»,1998.- С.412.
  2. Данилов А.А., Меметов В.С. Интеллигенция провинции в истории и культуре России.- Иваново, 1997.- С.23.
  3. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. - М.,1971. - С.17.
  4. Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе. - М.,1984. - С.24
  5. Страшун И.Д. Полвека земской медицины (1864-1914) / Очерки истории русской общественной медицины. - М., 1965. - С.114.
  6. Френкель З.Г. В новой Ладоге / Очерки истории русской общественной медицины. - М.,1965. - С.264.
  7. Пирумова Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе. - М.,1984. - С.106
  8. Яковенко Е.И. Земские участковые врачи/Очерки истории русской общественной медицины. - М.,1965. - С.284.
  9. Там же.- С.286.