В условиях рыночной экономики становится актуальным совершенствование организации управления акционерным обществом (промышленным предприятием и т.п.), т.е. процессом производства, эффективным использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов, основных фондов, материальных запасов и т.д. Целью решения всех этих задач является снижение себестоимости выпускаемой продукции, чтобы обеспечить увеличение ее сбыта и повысить конкурентоспособность на рынке товаров. Данные вопросы должны решаться наряду с такими задачами, как увеличение объемов выпуска продукции, разработка новых образцов техники, повышение качества и надежности выпускаемой продукции и т.п.
Управляющие компаниями, акционерными обществами должны обладать не только недюжинными организационными способностями, хорошим знанием экономики, технологии производства, финансов, бухгалтерского учета и т.д., но и иметь в своем распоряжении мощный и работоспособный «инструментарий», обеспечивающий возможность эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью промышленного предприятия. Под «инструментарием» понимается разработанный профессионалами типовой пакет методических документов по определению, например: норм выработки, норм расхода сырья и материалов на выпуск единицы продукции; норм использования оборудования, норм запасов, норм и нормативов оборотных средств и т.д.
Осуществление эффективного руководства акционерным обществом должно базироваться, на мой взгляд, на применении нормативных методов управления. Нельзя ориентироваться на сопоставление полученных результатов только с фактическими затратами в отчетном периоде или базироваться на оценке возникших отклонений от соответствующих данных, полученных в предыдущем отчетном периоде. Нужно, кроме того, все время сравнивать фактические затраты с экономически обоснованными, т.е. вычисленными на основе технических, технико-экономических и экономических норм и нормативов: с нормами расхода материальных ресурсов на выпуск единицы готовой продукции, нормами выработки, нормативами численности, нормами и нормативами использования производственных мощностей и т.д.
Западные предприниматели давно открыли для себя, что нормативные методы более экономичны. Многие зарубежные авторы обязательно отмечают необходимость такого нормирования. Основой для действенного анализа, оценки и контроля за полученными результатами может являться только нормативная база по всем элементам, созданная и действующая в АО.
Дело в том, что себестоимость, объемы реализации готовой продукции или полученная выручка - это интегральные, т.е. обобщающие, показатели, и ориентировка только на их анализ не дает возможности оценить, как сработали отдельные службы АО. Сопоставление полученных результатов с нормами по отдельным элементам позволяет оценить, как сработало в отчетном периоде то или иное подразделение, результаты деятельности конкретно каких из них привели, например, к увеличению или снижению себестоимости выпущенной продукции и насколько.
Наличие норм даст возможность поставить новую задачу службам АО и проверить ее выполнение в следующем отчетном периоде. Помимо того, нормы дают возможность выявить имеющиеся резервы и наметить пути для их дальнейшего использования. Все это помогает вести правильную производственную и финансовую политику в АО по снижению издержек.
Принципиальная сущность нормирования труда остается неизменной для любого этапа и периода развития экономики. Изменения происходят в формах и методах, меняется значение и роль нормирования труда как одного из главных факторов эффективности производства.
Значение норм в стимулировании эффективной производственной деятельности вытекает также из того, что на их основе устанавливается объем ресурсов (количество станков, численность рабочих, запасы материалов), необходимых для выполнения плановых заданий. Поскольку все системы стимулирования в конечном счете основаны на сопоставлении фактических затрат ресурсов с нормативными, обоснованность норм является важнейшим условием эффективной производственной деятельности.
- соответствовать современному уровню техники, организации труда и производства, учитывать методы и приемы лучших рабочих;
- по степени укрупнения и точности соответствовать техническим, технологическим и организационным условиям того типа производства, для которого они предназначены (массового, единичного и т.д.);
- правильно учитывать влияние различных факторов на продолжительность отдельных элементов и операции в целом;
- охватывать наиболее распространенные варианты выполнения работ, быть удобными для расчета норм;
- выявлять лидирующий нормофактор при расчетах численности
Процессы, связанные с преобразованием хозяйственного механизма на основе принципов рыночной экономики и различных форм собственности, не могли не повлиять на состояние нормирования труда и отношение к нему. В новых условиях хозяйствования организации самостоятельно (и по-разному) решают вопросы нормирования труда. Общая тенденция при этом - снижение уровня нормирования труда, резкое сокращение численности работников, занятых нормированием труда, слияние отделов труда и заработной платы с другими подразделениями (такими, как планово-экономический отдел, отдел кадров, бухгалтерия и т.п.), ликвидация нормативно-исследовательских подразделений по труду.
Анализ действующих нормативных и правовых актов по нормированию труда, положений о Правительстве Российской Федерации, Министерстве труда и социального развития, отраслевых министерств, материалов организаций о состоянии нормирования труда и т.п. показал следующее.
Действовавшая административная система управления нормированием труда в народном хозяйстве разрушена. Ликвидированы структурные подразделения в Правительстве Российской Федерации, Минтруде Российской Федерации и большинстве отраслей, в функции которых входило решение вопросов по управлению нормированием труда. Только в середине 1999 года в Минтруде было создано Управление оплаты, нормирования и производительности труда.
Произошел распад сети союзных, республиканских и отраслевых нормативно-исследовательских организаций по труду. Многие нормативно-исследовательские организации (прежде всего отраслевые и организаций) были упразднены, а межотраслевые организации ввиду незначительности бюджетного финансирования были вынуждены резко сократить объёмы выполняемых работ и численность специалистов, занятых исследовательскими работами по труду. Так, например, в НИИ труда и ВНМЦентре были ликвидированы подразделения, в функции которых входило проведение исследований в области совершенствования методологии нормирования труда.
Анализ материалов организаций показывает, что состояние дел с нормированием труда в 2004 году характеризуется следующими данными:
- работников нормированием труда в экономике страны снизился (по сравнению с данными 1991 года) примерно на 20% и составляет около 68% работников (в промышленности - 73%);
- учет и планирование снижения трудоемкости выпускаемой продукции осуществлялось лишь на 50% организаций;
- качество норм труда, применяемых в организациях, значительно ухудшилось ( процент выполнения норм в среднем составляет 170%)
- практически прекратилась работа по созданию новых и пересмотру действующих нормативных материалов для нормирования труда;
- подавляющее количество организаций (96%) пользуется нормативами по труду 1975-1980 года издания, которые не отвечают существующим техническому и организационному уровню производства и не могут способствовать повышению производительности труда;
- численность работников, занятых нормированием труда, сокращена (по сравнению с данными 1991 года) примерно в 3 раза.
- на 1 специалиста по труду в экономике России приходится примерно 1200, а в промышленности около 900 работников;
- практически во всех организациях ликвидированы нормативно-исследовательские подразделения по труду.
Как показал проведённый анализ, основными причинами ухудшения состояния нормирования труда в экономике России являются:
1. Недостаточная заинтересованность организаций в снижении издержек производства, в том числе затрат труда, вследствие особенностей условий переходного периода (налицо несовершенство хозяйственного механизма, позволяющего организациям увеличивать прибыль за счет необоснованного роста цен, а не путем снижения издержек производства, в том числе затрат труда; монополизированная структура материального производства, позволяющая организациям - монополистам диктовать цены на продукцию и услуги; низкая цена труда, способствующая текучести квалифицированных работников с государственных и муниципальных унитарных предприятий (особенно госбюджетной сферы) в организации частного сектора экономики с повышенной оплатой труда; высокая инфляция; низкий уровень жизни; неуверенность в завтрашнем дне; взаимонеплатежи; скрытая безработица и другие социально - экономические явления, усугубляющие ухудшение нормирования труда в организациях).
2. Демонтаж административной системы управления нормированием труда в экономике и отсутствие новой эффективной системы трудовых отношений, основанной на законах рынка.
3. Ликвидация сети отраслевых нормативно-исследовательских организаций по труду.
4. Значительное снижение квалификационного уровня специалистов по нормированию труда (если в 1991 году 82% специалистов имели высшее и среднее профессиональное образование, то по состоянию на 01.01.2003 лишь 47%).