Основное назначение фондового рынка состоит в том, что он позволяет аккумулировать временно свободные денежные средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики. Т.к. рынок ценных бумаг довольно неустойчивое образование в России, в связи, с чем тема развитие фондового рынка и составляющие его актуальна на данный момент. Подробнее остановимся на рассмотрение инфраструктуры рынка ценных бумаг.
Инфраструктура фондового рынка является связующим звеном между инвестором и эмитентом, обеспечивая аккумуляцию денежных средств инвестором и направляя финансовые потоки на приобретение ценных бумаг эмитентов, дающих наибольшую доходность. Фондовый рынок является тем механизмом, который помогает эмитентам аккумулировать финансовые средства инвесторов, а инвесторам - приумножить свои сбережения путем вложения финансовых средств в ценные бумаги. Итак рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка (другая его часть - рынок банковских ссуд), где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Он является одновременно и индикатором рыночной экономики и главным ее финансовым рычагом.
По характеру обращения ценных бумаг его можно рассматривать как первичный, т. е. размещение эмитентом ценных бумаг среди первых владельцев называется первичным фондовым рынком[1], и как вторичный, где осуществляется купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг.
Кроме того, в соответствии с мировой практикой, рынок ценных бумаг делится на два в значительной мере независимых друг от друга рынка: организованный (биржевой) и свободный (внебиржевой). В общем, виде понятие «организованный рынок» подразумевает сделки, заключенные на фондовой бирже, в то время как понятие «свободный рынок» предполагает сделки с ценными бумагами вне биржи, которые осуществляются между покупателем и продавцом через посредников.
Организованный рынок требует, чтобы предлагаемые для продажи акции и облигации проходили специальную регистрацию и удовлетворяли набору дополнительных условий, предоставляющих максимум деловой информации о том бизнесе, для финансового обеспечения которого выпускаются именно эти бумаги. Их купля-продажа осуществляется путем заявки на фондовой бирже, а все связанные с этим процедурные вопросы строго регламентируются правилами этой биржи и государственным законодательством. Свободный рынок в этом смысле не предъявляет жестких требований к продавцам и покупателям. Здесь действуют законодательные нормы, обеспечивающие полный контроль за предпринимательской деятельностью. В той же мере, что и на организованном рынке, компании, выпускающие ценные бумаги, несут административную и уголовную ответственность за обман или дезинформацию покупателя. Посредники действуют в соответствии с официальными нормами и правилами обслуживания клиентов, а сама купля-продажа ценных бумаг подлежит юридическому оформлению и имеет абсолютно правовой характер[2].
Также рынок ценных бумаг можно классифицировать по видам ценных бумаг обращающихся, в частности, на российском рынке сегодня выделяют: рынок государственных бумаг; рынок акций, в котором в свою очередь выделяются три основных сегмента (иногда их называют эшелонами): "голубые фишки" (наиболее ликвидные акции крупнейших российских компаний), акции "второго эшелона", приближающиеся к ним, но еще не достигшие соответствующей ликвидности, и акции предприятий, практически не появляющиеся на рынке; рынок ценных бумаг местного значения (в большинстве - муниципальных облигаций или облигаций субъекта федерации); рынки векселей разных эмитентов; рынки производных ценных бумаг (в основном фьючерсов).
И так степень развития инфраструктуры рынка ценных бумаг является отражением уровня его развития, привлекательности для инвесторов и роли в национальной экономике. В этом смысле сложившаяся в нашей стране инфраструктура фондового рынка несет в себе все те проблемы, которые свойственны российской экономике, правовой системе и государству в целом.
Основы инфраструктуры отечественного фондового рынка сформировались в начале 90-х годов. К этому времени при поддержке Минфина России и Банка России на базе ММВБ и региональных валютных бирж на рынке ГКО и ОФЗ была создана инфраструктура Организованного Рынка Ценных Бумаг (ОРЦБ), характеризующаяся применением современных технологий и обеспечивающая расчеты по сделкам с ценными бумагами по принципу "поставка против платежа". На рынке корпоративных ценных бумаг в рекордно короткие сроки была осуществлена массовая приватизация, темпы которой намного опередили уровень развития инфраструктуры. В итоге сложился преимущественно внебиржевой и не интегрированный в единую технологическую и правовую систему рынок акций российских эмитентов. На рынке корпоративных ценных бумаг права акционеров фиксировались самостоятельно эмитентами и сотнями регистраторских компаний, к которым постепенно добавлялись десятки депозитарных компаний. Развитие инфраструктуры фондового рынка шло по принципу "кто платит, тот и заказывает музыку". Огромное воздействие на инфраструктуру российского фондового рынка и планы его развития оказал августовский кризис 1998г. финансовый кризис. Рынок ценных бумаг стал неликвидным. Резкое повышение требований инвесторов к надежности и эффективности расчетов на рынке ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг в полной мере столкнулись с проблемой негативности правовой системы к разрешению сложных вопросов на фондовом рынке, возникших после августовского кризиса[3].
На сегодняшний день яркая метафора докризисных лет - «Феррари в лесу» - несколько поблекла, так как «лес» (реальный сектор) становится все более ухоженным, а «Феррари» (фондовый рынок), наоборот, потихоньку ржавеет в ожидании завершения «дорожных работ».
Основными проблемами российской фондовой инфраструктуры, на наш взгляд, являются: дефицит ликвидности и ее высокая концентрация, фрагментированность инфраструктуры, переток торговой активности за рубеж, недостаточное развитие первичного рынка, медленный рост привлечения частных инвестиций, отсутствие у государства публичной стратегии развития фондового рынка, дефицит доверия инфраструктурных организаций друг к другу, хроническое недофинансирование всех субъектов инфраструктуры, неприемлемо высокий уровень рисков[4].
Презумируя, отметим, что вложения в инфраструктуру в любой экономике носят долговременный характер и не всегда имеют четкий срок окупаемости. Ввиду "краткосрочного мышления", преобладающего в предпринимательской среде, в ближайшие годы основная финансовая и организационная нагрузка в области оптимизации функционирования инфраструктуры неизбежно ляжет на государство, которое также является обособленным элементом инфраструктуры, общим для всех рассматриваемых сфер и нуждающимся в оптимизации никак не менее остальных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Килячков А.А., Чалдаева Л. П. , Рынок ценных бумаг и биржевое дело - М.: Юристъ, 2000. - С.41
- Боровская М. А. Банковские услуги предприятиям, 2004. С.43.
- Абрамов А.Е. НДЦ - элемент общероссийской инфраструктуры рынка ценных бумаг, 2003. С.56.
- Томлянович С. А., Какой депозитарий нужен России?// Рынок ценных бумаг. №20. 2002 С.23