Современная педагогика и философия сознания поднимает ряд проблем, не вписывающихся в рамки отдельных научных дисциплин и требующих комплексного междисциплинарного подхода. Однако сознание связано с личностью, которая являлась продуктом деятельности коллектива. В нормально организованном обществе не личность вырабатывается коллективом, а коллектив базируется на личностях и без них вообще невозможен. Чтобы человек стал личностью, необходимо формировать у него не сознательность, связанную с пустым активизмом, а сознание, побуждающее к настоящей, продуктивной, преобразующей деятельности. Силы русской государственности были направлены на самосохранение, а не на общественное совершенствование. Государственная власть и теперь ещё ссылается на заслуги в создании России, в её сохранении, и этим оправдывает зло настоящего. В борьбе за Россию, её национальную мощь, великое будущее нужно иное сознание, в котором центральное место займут не абстрактные интересы и идеи, а идея национальная. Сознание неразрывно связано с деятельностью. Человек, обладающий сознанием, не способен механически заучивать и с равным энтузиазмом осваивать и провозглашать сменяющие друг друга лозунги. Это может делать только человек, обладающий сознательностью.
Сознание - это, прежде всего, реальное отношение к культуре, к труду, к окружающей действительности. Сознание обладает творческим потенциалом, то есть не только отражает мир, но и творит его. Однако мир, который оно творит, может быть как настоящим, реальным, так и ирреальным, в котором сознание человека раздваивается, слово и дело - расходятся, вместо реальности выступает мифология. Последние годы характеризуются возрождением проблем философии сознания, восстановлением её в своих законных правах: изданы труды русских философов, из-под обломков встаёт целая цивилизация.
Сознание - реальное образование, которое принимает вещественные формы. На рефлексивном уровне сознания мы начинаем действительно осознанно относиться к себе, к другим людям, начинаем оценивать и судить реальность, не принимая её на веру. Процессы гласности и демократизации - есть формирование у человека своего взгляда на вещи, когда он перестаёт быть субъектом молчаливого согласия. Для многих русских людей демократия представлялась чем-то определённым и простым, - она должна принести великие блага, должна освободить личность. Но демократия, как она была провозглашена Руссо и как была осуществляема Робеспьером, не только не освобождает личность и не утверждает её неотъемлемых прав, но совершенно подавляет личность и не хочет знать её автономного бытия.
Большой и насущной проблемой сегодняшнего дня является расширение сознания. Ведь в наших предметных науках при наличии сильной логической составляющей часто совсем отсутствует культурно-исторический компонент. Можно выделить несколько миров, в которых формируется сознание: мир науки (знаний); мир производительного существования (предметно-производительной деятельности); мир человеческих ценностей (эмоций); мир культуры (культурных символов и знаков). Если оно сформировано в этих четырёх мирах, то способно расширяться, подниматься над ними, оценивать и судить их. Если же оно сосредотачивается в одном из миров, мы получаем человека с узким, односторонним, ограниченным сознанием. Сознание дано нам, чтобы извлекать уроки из прошлого и разумно двигаться в будущее. Наука разбила мир на мелкие части, и единственное, что может вернуть человеку восприятие мира - это гуманитарная культура, литература, искусство. Это проблема, связанная с расширением сознания. Наши научные дисциплины представляют собой извлечения из науки, и поскольку наука в целом испытывает отчуждение от культуры, то соответственно и извлечения отчуждены от неё. Наука, как и искусство, оперирует условными знаками. Учёные часто разгораживают научную тематику исследований и практическую потребность общества, что создаёт интеллектуальную основу опережающего развития фундаментальных научных идей, и всё же сопровождается дефицитом социологических, психологических, физиологических и медицинских исследований сознания, его структуры, его существенных характеристик. Однако наука является частью общекультурного пространства. Поэтому преподавание наук в XXI веке должно преследовать не только профессиональные цели, но и способствовать развитию идеи гуманизма.
Всё больше поднимается вопросов об общечеловеческих интересах, об обновлении общества в экономическом и нравственном смысле. Сознание дано человеку, чтобы он сумел подняться над ситуацией; чтобы, его решение или действие было не рефлекторным, ситуационным, а разумным, свободным, нравственным. Только человек, обладающий сознанием, способен к осуществлению нравственных сознательных свободных действий. Сознание мстит за невнимание к нему. И тогда человек абсолютно хладнокровно строит изощрённые формы деятельности, направленные на разрушение собственного сознания (наркомания, алкоголизм). И тогда часто медицинская наука и врачебная практика оказываются несостоятельными и не эффективными в оказании помощи по коррекции сознания и функционального состояния больных людей. Сознание - вещь серьёзная, и относиться к нему нужно серьёзно, чтобы в сознательном общественном организме произошло соединение национальной и культурной задач, стоящих перед нашим обществом.