На первом этапе студентам экспериментальной группы было предложено написать сочинение на тему «менеджер - это...». Особо предлагалось выделить личностные качества, необходимые менеджеру для успешной профессиональной деятельности. Анализ сочинений показал, что студенты не в полном объеме имеют представления о психологических требованиях в выбранной ими профессии. Наши собственные исследования показывают, что без специальной работы со студентами целостное представление о профессии подчас не складывается даже у выпускников. Работа со студентами началась с выдачи им информации о том, что профессия менеджера по туризму, являясь самой массовой профессией в туристском бизнесе, представляет собой сложную творческую деятельность. Студенты поняли, что структура профессии менеджера по туризму сложна и многогранна. Она детерминируется не только внутренними особенностями деятельности, но и общественным разделением труда, а также состоянием технического базиса общества. Кроме того, структура профессии менеджера может быть рассмотрена с точки зрения видов интеллектуальной, коммуникативной и творческой деятельности, отличающихся задачами, предметом, средствами и результатами труда. Студентов ознакомили с результатами исследований по оценке успешности профессиональной деятельности выпускников нашего вуза. Они увидели, что все претензии туристских предприятий сводились именно к несформированности у выпускников определенных личностных качеств менеджеров. Студентам обосновали, что личностные качества менеджера, определяющие успех управленческой деятельности, можно считать профессионально важными для студентов туристского вуза. Получив всю эту информацию, студенты представляют свою будущую социально-профессиональную роль, а потому профессионально важные личностные качества, которые им были представлены в «готовом виде», принимают осознанно.
Следующие этапы работы со студентами по формированию у них потребности в самосовершенствовании заключались в самооценке сформированности представленных им профессионально важных личностных качеств менеджера: тестовой оценке сформированности этих качеств и самосравнении результатов самооценки и тестовой оценки. Именно, в процессе самосравнения студенты осознавали противоречие между имеющимися у них представлениями о сформированности у себя профессионально важных личностных качеств менеджера по туризму и собственными способностями. Анкетный опрос студентов экспериментальной группы и трех контрольных групп студентов, где не проводилась специальная работа по развитию у них потребности в самосовершенствовании, подтвердил эффективность проделанной нами работы.
В целях реализации принципа практико-ориентированного обучения в процессе психолого-педагогической подготовки студентов разработаны и подготовлены научно-методические рекомендации по формированию профессионально важных личностных качеств менеджера у студентов. Особое внимание в них акцентируется на личностных качествах, сформированность которых подтверждает сформированность всех профессионально важных качеств; на самоанализ использования этих возможностей.
Качественный анализ сравнения результатов тестирования студентов в начале их психолого-педагогической подготовки и по ее завершению выявил позитивные изменения в сформированности у студентов всех профессионально важных личностных качеств. Например, у 54% студентов повысилось умение оценивать свои достоинства и недостатки; у 49% студентов улучшились коммуникативные способности; 33% студентов научились лучше контролировать свои эмоции, стали доброжелательнее относиться к людям; у 42% студентов повысилось умение объяснять, внушать, убеждать, анализировать факты и явления; 33% студентов стали терпимее и оптимистичнее откоситься к жизненным трудностям. Сложнее всего студентам было находить нестандартный выход из ситуаций, но тем не менее у 18% из них есть позитивные сдвиги в сформированности и этого умения. Вызывают удовлетворение позитивные сдвиги в сформированности нравственных качеств. Например, у 26% студентов повысилась способность осознанно подчинять личные интересы общественным; понимать людей и сопереживать им; у 25% студентов повысилась потребность жить для людей.
Полученные результаты не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Фактический материал требует дальнейшего развития и уточнения. При дальнейшей разработке проблемы следует, на наш взгляд, обратить внимание на необходимость выявления четкого и ясного представления о том, какие личностные качества менеджера по туризму формируются в каждом звене воспитательно-образовательного процесса туристского вуза.