Многие обществоведы, экономисты-техники склонны рассматривать город, как предприятие или как механизм. Город не есть машина, устроенная по определенному плану, в котором все части пригнаны. Город-это сложный социально-психологический организм. С середины 19 века в общественную мысль проникла идея, что город живой организм. Ее можно проследить у А.Герцена, Г. Лукомского, Н. Анциферова.
На человека пространство города влияет не только как физическое, но и как переживания, связанные с восприятием города. В любом городе создается неуловимая аура местности. Образ города, это пространственно-временной континуум, в котором все взаимосвязано, существует как единый монолит, выражающей себя в общей атмосфере.
Сознание человека формирует образы пространства согласно возможностям человеческой психики. Категорию образа можно отнести к центральной категории психологических пространственных процессов. Образ города возникает и живет в воображении. Эта весьма специфическая сфера состоит в непрерывном обмене с рефлексией, эмоциями, памятью и т.д., и не отделена от них отчетливыми границами, но все же сохраняет определенную автономию и постоянна, открыта неконтролируемым воздействиям со стороны над-и подсознания, которые активно участвуют в формировании образов. «Парадоксальная» логика компоновки единого образа из разнородных составляющих куда ближе к «ассоциативной» логике, чем к логическому принципу, по которому работает рассуждающее сознание. Горожанин лишь в редких случаях может понять, откуда у него взялся тот или иной образ города. Он, может вообще не отдавать себе отчет в том, что такой образ существует, (это не лишает образ скрыто влиять на мысли, поступки и переживания).
Для изучения образа города можно использовать законы сочетания образов в зависимости от среды обитания. Закон сложения образов. Сочетание образов в результате усиливает более сильный образ, который «втягивает» в свою орбиту более слабую характеристику. Сильный образ практически поглощает более слабый невыразительный. Так, образ Чернобыля как бы «втягивает» в себя любые иные образы, связанные с Украиной, в глазах человека за рубежом (это связано с аварией на чернобыльской АЭС).
Закон вычитания образов. Наличие признаваемых каких-то черт образа не ослабляет сильный образ.
Закон деления образов. Вычленение какой-то черты из образа города может принести изменение образа (ее оценки). Например, Сочи - курортный город, оцениваемый чаще всего, как вполне благополучный. Оценка образа города может измениться после знакомства с проблемами социальной системой города (сезонный характер работы, высокая безработица).
Закон умножения образов. Образ может переноситься с общего на частный.
Анализ литературы и научно - экспериментальная работа позволили выявить необходимость комплексного изучения образа города. Изолированные явления отделенные искусственно от своего организма, неизбежно изменяются, и восприятие становится искаженным. Представляется интересным исследовать именно социально-психологические параметры образа города, такие как нормы, ценности, потребности, дружелюбие и т.д. так как социально - психологическое содержание присуще всем включающим человека сложным и многокомпонентным объектам. Социально-психологический образ города влияет на поведение и деятельность людей. В образе свернуты в сверхкомпактную структуру все те ценности, знания и представления горожанина, которые определяют его взаимоотношения с обитаемой средой. Образ важная часть городской культуры.