Активное участие человека в судьбе своей собственной жизни, включающего весьма быстро в этот процесс саму природу в широком смысле, появление новых и разнообразных по сложности экономических и иных отношений между государствами, все большее влияние человека на земную и космическую природу порождают некоторые проблемы и задачи, выходящие за рамки отдельно взятой страны или региона и приобретающие планетарное значение. Независимо от политической и экономической ориентации развития, государства планеты все больше стали давать позитивную оценку попыткам консолидации усилий на единый мировой процесс. Некоторая единая модель высвечивается все более содержательно, однако целостной и стройной такой системы знаний и предсказаний, тем более конкретных установок для содержательных действий нет. Глобальные процессы, глобальные проблемы, глобальные задачи, глобальные - есть, они объективны, и их надо решать. Такова жизнь.
Развитие, в широком философском смысле его понимания, есть генетическая смена качественных состояний системы, характеризующаяся диалектическим отрицанием. Существуют менее объемные и более конкретные его определения в зависимости от объекта исследования или его бытия, например биологическое, социальное, экономическое, правовое развитие и др. Видоизменения, преобразования человеком реально существующих систем с необходимостью обнаруживают обязательность знания многих их параметров, свойств, чтобы не быть некомпетентным или раздавленным подобными реальными манипуляциями. Некомпетентность субъекта приводит к катастрофам разного уровня - биологическим, экологическим, политическим, воспитательным и пр.
Как только человек воспринял (доказал) наличие иерархии развития систем - от самого себя (как биологического индивида и личности) до семьи, группы, сообщества, общества, государства, цивилизации, - понимание развития становится (должно стать) общепризнанным, т.е. логико-методологическим и практическим принципом преобразования мира природных, социальных и духовных объектов. Иначе говоря, одно из правил познания и преобразования действительности предписывает обязательный учет постоянного совершенствования объекта исследования.
Развитие любой системы - весьма сложный процесс, который с устойчивостью основного качества постоянно меняет свои качественные состояния, теряя старые и приобретая новые. Определение этих состояний является сложной познавательной процедурой, но тем не менее она под силу человеческому интеллекту, границы которого по истечении времени расширяются, о чем свидетельствует общественно-историческая практика.
Следовательно, развитие - процесс глобальный. Локальные системы (таковыми являются относительно замкнутые в пространственно-временном масштабе образования) имеют свои определители, иначе - критерии продвинутости, развитости, которые можно сравнивать с предшествующими состояниями системы или с другими аналогичными системами (эти аналогии имеют место в практике познания государства в историческом разрезе или в сравнении с другими государствами). Более крупные образования, как правило, состоят из менее сложных систем (подсистем), что обусловливает смену логико-гносеологических парадигм их познания и совершенствование аппарата преобразования систем. Этот процесс все более и более абстрагируется, поднимаясь до мировоззренческого совершенства философской культуры.
Объективность развития объективных систем обусловливает совершенствование понятийного аппарата научной культуры и духовной сферы в целом. Этот факт установлен как научное явление. имеются проблемы в экстраполяции данного принципа на бесконечно или просто далекие миры, когда познавательные процедуры сильно деформируются, искажается информация и пр. Также существуют познавательные проблемы описания глобальности «непонятным» языком нынешней культуры.
Глобальность развития имеет свое направление и критерии, которые могут быть сквозными, или постоянными, и приобретенными, врéменными. Те и другие критерии особенно важны для практики управления и локальными, и глобальными системами. Относительно замкнутые системы, скажем, биологический индивид, политический строй государства и пр., имеют свои критерии совершенствования, а также подчиняются более крупным по причине их включения в «матрешку», в иерархию более крупных систем, подсистемами которых они являются. Учитывая эту диалектику включенности друг в друга, субъект познания не нарушает правильность познавательного процесса.
Многообразность мира объективных образований, как, впрочем и духовных, обуславливают многообразие сложностей развития, его направлений и функционирования. Само развитие многообразно: развитие как объективный процесс возникает, затем наступает период (фаза) прогрессивного развития, на каком-то этапе развитие происходит с незначительными качественными изменениями ( развитие на «одной плоскости») и затем наступает фаза регресса, связанная с переходом этой системы в иное образование. И этот процесс жизни системы заново повторяется с иными характеристиками своего совершенствования или развития.
Философскими критериями развития являются:
1) появление большого числа связей и отношений между внешними и более мелкими системами;
2) степень организации и адекватности отражения внешних систем;
3) появление новых возможностей и тенденций;
4) степень активности системы, т.е. ее способность «находить» более устойчивые, сильные связи с другими системами;
5) увеличение возможности расшифровки поступающей информации как из менее развитых (более мелких) систем, так и извне;
6) ускоренная (увеличенная) передача накопленной информации;
7) объем информационного запаса.
Познание глобальных систем обусловливает обнаружение и иных показателей совершенствования объектов исследования, которые в контексте философской культуры появляются с новыми конкретнонаучными открытиями сегодня. Знание системы существующих критериев, открытие новых оптимизирует процесс их моделирования. Разумный человек должен знать содержание развития, если хочет быть таковым - разумным.