Исследование архетипической природы взаимодействия сознания и бессознательного, его исторических типов, определяющих характер трансформаций потенциала архетипа на уровне иерархий отчуждённых институализированных социальных анклавов должно базироваться, с одной стороны, на поэтапном изучении принципов феноменологического разворачивания архетипов коллективного бессознательного в индивидуальном сознании и их влияния на образование природно-общественного события человека, с другой - с необходимостью анализа механизмов бессознательного извращения феноменологии архетипа в параметрах институционально-организованного социума. Подобная авторская концепция предполагает разработку оригинальной теоретико-методологической модели, адекватно воспроизводящей принципы саморазворачивания архетипов на основе творческого переосмысления философских принципов аналитической психологии К.Г.Юнга и ключевых теоретических обобщений К.Маркса.
Актуальность заявляемого подхода состоит во всестороннем философском осмыслении традиционного для психологической науки конца прошлого века понятия «архетип» и осуществлении анализа широкого контекста фактов социальной реальности на основе освоения образно-смысловых презентаций бессознательного в сознании и номенклатуры их социальной институализации в отчуждённых от природы и человека исторических формах.
Специфичность представляемой методологии обусловлена, с одной стороны, природой самого бессознательного как предмета научной, философской рефлексии, и парадоксальностью его сознательных презентаций, а с другой стороны, интегральным характером исследования, нацеленным на творческое объединение гуманистических потенциалов двух философских школ - юнгианства и марксизма.
Продуктивным представляется использование имманентных указанным школам методов и методик: принципа онтологизации феноменов коллективного бессознательного, энантиодромии ротивоположностей как основы освоения специфики действия архетипических содержаний, принципа историзма как фундамента освоения архетипических презентаций в сознании и исторической амплификации в интерпретации мифо-символического, характерных для творческого наследия К. Г. Юнга. Кроме этого, ведущая для философии К. Маркса идея отчуждения и деятельностно-снимающего его «положительного гуманизма», представленная в «Экономико-философских рукописях 1844 года», без сомнения получает творческое вдохновение и новые импульсы к развитию при её объединении с теорией архетипов коллективного бессознательного швейцарского мыслителя-гуманиста К.Г.Юнга.
Именно в этом авторы видят залог успешности и продуктивности собственного метода научного анализа феноменов действительности, выражающегося в изучении специфики этапного воплощения бессознательного символического материала на уровне сознания - сначала в образе, а в дальнейшем, и в знаке, нагружаемом определенными значениями, презентующими бессознательные конфигурации смысла, логически завершая, таким образом, процесс о-понячивания материи архетипа. Заявленный способ изучения проявлений бессознательного, именуемый авторами «феноменологизацией архетипа», с одной стороны, позволяет открыть горизонты мифического освоения и со-творения бытия, а с другой - он же предельно обнажает специфику функционального пребывания Социального как превращённой формы Природы.