Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Развитие новой системы образования в России, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В научной литературе последних лет педагогический процесс рассматривается не только как объект изучения, но и как объект конструирования, что проявляется в поисках эффективных путей его построения, соответствующих научным достижениям.

Вопросы дизайнерского образования студентов рассматриваются в трудах А.С. Близнюка, Ю.Б. Вроблявичуса, В.Н.Гамаюнова, А.Г.Дроздецкого, А.И. Ковешникова, Е.Н. Ковешниковой, Г.Б. Минервина и др. Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах ученых, работающих в профессиональных сферах дизайна: Н.В. Воронов, В.П.Зинченко, В.Ф. Сидоренко, Н.К. Соловьев, С.О. Хан-Магомедов.

Дизайн, как и архитектура, являясь синтезом искусства, науки и техники, представляет собой интегративную полипредметную область знаний, которую можно разделить на определенные смысловые блоки, Проработка этих блоков осуществляется в форме деятельности, под которой можно понимать целеустремленные действия по разработке и воплощению замысла в конечном результате - дизайн-проекте, с использованием как заимствованных, так и собственных, решающих проблему знаний, умений и навыков. Определяются и принимаются пути решения поставленной задачи функционального, стилистического, объемно-пространственного, цвето-колористического характера с учетом историкокультурного материального, социального, нравственного, и т.д. характера. Субъект деятельности (студент) ставится в ситуацию анализа принятия решения. Проблема моральной ответственности за последствия реализации дизайн-проекта закладывается наряду с интеллектуальной частью. Будущий дизайнер учится принимать во внимание последствия своих решений. В результате, работая над учебным дизайн-проектом, погружаясь в реальную проектно-производственную деятельность, студент осуществляет исследовательскую, творческую и рефлексивную деятельность, связанную с анализом и синтезом специальных, общеобразовательных, и общественных дисциплин, их внутренних соотношений и компонентов, а также с определенным этапом экспериментирования (в том числе и мысленного), апробированием возможных способов преобразований предметных ситуаций и, как результат, повышается его профессиональное мастерство и профессиональная культура. Таким образом, проектная деятельность дизайнера как своеобразная социально-производственной система, реализующая потребности общества в организации среды жизнедеятельности человека, определена наличием трех основных, взаимосвязанных функциональных подсистем: проектно-производственной, социокультурной и учебно-образовательной.

Основной, базовой является подсистема проектно-производственной деятельности, характер которой обусловливает основу профессии дизайнера. Благополучное ее функционирование и организация обеспечивается, в свою очередь, функционированием двух других подсистем, которые, обслуживая базовую подсистему, вырабатывают одновременно условия ее развития. Для построения проектно-производственной подсистемы, необходимо выделить предметную деятельность, выступающую в качестве внутренней структуры творчества дизайнера, связанной с субъект-объектным типом отношений и совокупность организационных процессов в качестве внешней структуры, определяющих, с одной стороны, характер профессиональной коммуникации дизайнера (субъект-субъектные отношения), а с другой стороны, - самопрограмирование и саморегуляцию индивидуальных профессиональных действий. Следовательно, можно выделить два сравнительно независимых блока производственных характеристик профессиональной культуры дизайнера: блок характеристик содержания и блок характеристик организации деятельности.

Подсистема социокультурной деятельности обеспечивает общее направление создания, репродукции и трансляции целевых установок, концепций, идей, знаний, образцов, а учебно-образовательная - воспроизводство основополагающих ресурсов деятельности. Дизайнер, являясь «системообразующей составляющей» совокупностью проектной деятельности, обнаруживает себя по-разному в каждой из подсистем. В производственной подсистеме он выступает как основное «средство» осуществления целевых установок деятельности. В учебно-образовательной подсистеме - дизайнер, как специалист, является «целью», а в подсистеме социокультурной деятельности он является проводником существующих и источником новых знаний и идей. Таким образом, высокопрофессиональная субъективная (проектная) деятельность дизайнера составляет единое целое, в котором функционируют все три подсистемы совокупной проектной деятельности в тесной взаимосвязи, формируя профессиональную культуру студента-дизайнера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки. Высшее образование в России. - 1993. - № 3. С. 165-170
  2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования - Ростов н/Д., 2000. - 270 с.
  3. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России, - № 2.- 2000. - С. 40-42.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. - 204 с.

Работа представлена на V Общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», г. Москва, 13-15 мая 2009 г. Поступила в редакцию 29.05.2009.