Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

На современном этапе все социальные процессы, в том числе и языковые, находятся под влиянием экологических тенденций. Язык, являясь гибкой структурой общества, также способен воспринимать эти новые тенденции в процессе своего развития. В.И. Вернадский в своей концепции о «ноосфере» утверждал чрезвычайную важность языка в создании новой формы биохимической энергии или энергии человеческой культуры. Ю.М. Лотман сформулировал понятие семиосферы, определяющее языки, культуру народов и отдельных людей. Сегодня на повестку дня встают вопросы формирования экологической культуры или духовной экологии (Е. Хауген, Э. Гор, Г.Бейтсон, П.А. Сорокин, И.И. Мазур, Л.М. Яо и др.).

Каждая социокультурная система со свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, своей философией, религией, образцом «святости», собственными представлениями правого и недолжного, собственными формами изящной словесности [1] привносит новые тенденции в социальную систему языковых коммуникаций. Предпринимаются попытки по-новому решать проблемы коррекции языкового поведения посредством формирования лингвоэкологического мышления, как одного из факторов лингвоэкологии.

В результате взаимодействия лингвистических и экологических факторов возникла новая область знания - «лингвоэкология» или «экология языка». Если первоначально лингвоэкология рассматривалась как новое направление в языкознании, то впоследствии, ее стали понимать как дисциплину, способную обеспечить новое видение и объяснение языковых факторов социума.

Уровень лингвоэкологической культуры [2] в процессе языкового поведения жителей полиэтнического региона республик Татарстан и Марий Эл определяется, прежде всего, уровнем их лингвоэкологического мышления [3]. Естественно, что процесс формирования лингвокультуры речевого общения тесно взаимосвязан с общим развитием личности. Исследователи рассматривают средства регуляции коммуникативных актов как неотъемлемую часть человеческой культуры, их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что освоение и приумножение культурного наследия в целом. Исходя из этого, лингвоэкологическая ситуация в этих республиках представляется нам следующим образом.

В результате языковых реформ в Республиках Татарстан и Марий Эл наблюдается расширение социальных функций государственных языков национальных республик. В Татарстане, где функционируют два государственных языка (татарский и русский) своеобразие национальной ситуации придает введение латинской графики в татарскую азбуку. В Марий Эл речь идет о функционировании трех государственных языков (горномарийского, лугомарийского и русского), что предполагает расширение социальных функций этих языков. Признание реальности существования двух литературных языков не является стремлением расчленить марийский народ, а, напротив, снимет элемент морально-психологиического дискомфорта [4], то есть национальное самосознание рассматривается как главное условие возрождения двуязычия [5]. Лингвоэкологическая тенденция в РМЭ заключается в признании юридического равноправия за двумя марийскими языками (горным и луговым) наряду с русским языком, где почти половина населения - 47,5% считает русский язык родным, немногим меньше половины населения - 42,9% считает родным марийский язык [6].

На основании проведенных исследований, складывается неоднозначная картина доверия населения двух республик российским и местным законодательным властям в решении языковых проблем: 28,9% граждан (РТ), и 38% граждан (РМЭ) доверительно относится к законодательным актам о языках РФ, РТ и РМЭ, что свидетельствует о среднем уровне воздействия языковой политики государства на процесс экологизации мышления жителей двух республик. [7]. Важно, что приблизительно третья часть населения республик поддерживает равноправие языковых меньшинств, связанное с изучением и использованием родных (татарского и марийского) языков.

Полученные результаты подтверждают, что языковой статус не играет решающей роли в языковом поведении граждан, проживающих в республиках Татарстан и Марий Эл. Данный фактор не влияет на формирование их этносознания. Несмотря на приоритетное положение русского языка по отношению к татарскому и марийскому языкам, у значительной части опрошенных присутствует повышенный интерес к изучению этих национальных языков и владению ими, о чем свидетельствует достаточно высокая степень межъязыковых коммуникаций. Результаты авторских социологических исследований подтверждают, что под влиянием проводимой государством языковой политики у населения РТ и РМЭ формируется лингвоэкологическое мышление, что характеризуется стабильностью языковых ситуаций в этих республиках.

Таким образом, современная эпоха кризиса духовной культуры должна закончиться созданием новой экологической культуры, важнейшим элементом которой является экологизация всей системы ценностей, включая язык и языковое поведение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Яо Л.М. Экологические ценности в социокультурной системе П. Сорокина / Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени / Материалы к международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения П.А. Сорокина. Москва - Санкт-Пербург, 4-6 февраля 1999 года / Москва-Санкт-Петербург. Издательство СПбГУП. 1999. - С. 134.
  2. Лингвоэкологическая культура - это процесс совершенствования культуры речевого общения в условиях трансформирующегося общества.
  3. Лингвоэкомышление - это способность контролировать и направлять работу ума, ориентированного на подлинно нравственные ценности и идеалы, высокая культура речи (знание языковых, речевых норм, умение адекватно выразить мысль), владение нормами и правилами речевого этикета - это все те факторы, которые определяют лингвоэкологическую культуру речевого поведения.
  4. В горно-и лугомарийских языках иторически сложилась система звуковых соответствий в гласных звуках (гармония и редуцированность), определяющая их диалектальную неоднородность.
  5. Сануков К. Финно-угорские народы России: прошлое и настоящее // Сородичи по языку / Под общей ред. Дердь Нановски. Фонд им. Ласло Телеки. - Будапешт. 2000. - С. 189.
  6. Национальный состав Республики Марий Эл: Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года // Статистический сборник. - Йошкар-Ола: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, 2004.
  7. Здесь и далее приведены результаты социологических исследований, полученные Валеевой А.Ф. в 2000-2003 гг. в РТ и Бухаревой Л.П. в 2006-2007 гг. в РМЭ.

Работа представлена на Международный экологический форум «Экология большого города», Санкт-Петербург, 18-20 марта 2009 г. Поступила в редакцию 24.02.2009.