В изучении истории и культуры народов Дагестана значительную роль играет документальный материал на арабском языке, где показывается роль дагестанских источников в характеристике социально-экономической, политической и идеологической жизни Дагестана.
Главным источником образования и дальнейшего увеличения вакфной собственности на землю являлось добровольное завещание верующими в собственность мечетей своих пахотных и покосных земель.
Формы пользования зависели от того, в чьем распоряжении и попечении были мечетские земли. Порядок пользования мечетскими землями зависел от воли завещателя и условий, которые ставил он при передаче земли в вакф.
Вакфы - это земли, которые навечно передавались в собственность мечети. На завещанный участок терял право и сам завещатель. Власть над обращенной в вакф землей оставалась за учредителем вакфа лишь тогда, когда он сам ставил это особым условием. Учреждение вакфа указывает на прекращение права собственности без перехода этого права к другому лицу. Вакф учреждается навсегда для целей лишь постоянного и непрерывного характера. Вакфная собственность не облагалась никакими налогами и податями. Люди, передавшие свою собственность в вакф, возвышались мусульманским духовенством, их поступок превозносился как благочестивый, достойный подражания. Достаточно было, чтобы мечеть заполучила в результате дара или каким-либо другим способом землю (или иную недвижимость), как она становилась вечной собственностью, мульком мечети. Но вакфом нельзя было владеть как мульком - его нельзя было продавать или тратить полученные с него доходы для целей, не предусмотренных в условиях завещателя.
Отдача в пользу мечетей определенной доли урожая с земельных участков практиковалась повсеместно в Дагестане, о чем говорят как многочисленные предания, так и записи актов передачи, сохранившиеся на полях арабских рукописей, в вакфных книгах общественного пользования. Сведения о вакфной собственности сообщались на полях рукописных Коранов, принадлежавших мечетским библиотекам.
Необходимо обратить внимание на то, что записей актов передачи определенной доли урожая на много больше, чем учреждения мечетского землевладения путем передачи земельных угодий.
Данная статья написана на материалах «Оротинского вакфа», который представляет немалый интерес для исследования. В «Оротинском вакфе»[1] имеются акты записи завещаний различной доли дохода с пахотных полей садов и мельниц и др. В актах указано, где они располагались, границы участков. При подсчете участков их численность составила - 141, но необходимо обратить внимание на то, что встречаются повторения участков. К примеру, Аллулъ - 43 раза, Болильлъ - 39 раз, ГьоцIала - 50 раз, Гьодороль - 48 раз, ХIатIиянахъа - 32 раза, Хераданахъа - 34 раза, Колтаралъуб - 27 раз; Хариниб - 28 раз, ХIаримагъилъ - 18 раз; Болъола - 21 раз; Адицуб - 18 раз, Ганччуб - 19 раз, Квелилъ - 19 раз и др. Встречаются земельные угодья, которые названы лишь один раз: ТIанкIудахурахъ, Булгула, Хебда, МихIрах, АлангухI, Парахъ, Апардиб, Колоб и др.
Большая часть актов завещаний показывает, что с пахотных участков оротинцев в пользу мечетей было завещана половина урожая. К примеру,
1. На пашне Муртазаали, б. Мухама расположенной в Болъола и граничившей с востока с пашней Хадиса б. Будуна возможна половина урожая[2].
2. На пашне Хасана б. Курамухамеда расположенной в Андакъалъуб и граничившей с запада с сельской дорогой половина урожая[3].
Согласно имеющимся записям актов завещаний, в пользу мечети полагалось определенное количество зерна даже с нескольких участков, находящихся в собственности одного человека. Это говорит о том, что эти доходы мечети были завещаны несколькими поколениями собственников земли, так как переходили по наследству и доходы с различных участков полагались с одного собственника. Возможно, что эти разные участки были куплены у других мульковладельцев, которые ранее вносили в мечеть определенную завещателем долю урожая или продуктов животноводства. Например:
1. На пашне Курамухамеда б. Хусейн расположенной в Болилълъ половина урожая[4].
2. А также на пашне Курамухамеда б. Хусейн расположенной в ХIатIиянахъа половина урожая[5].
3. На пашню Якуба б. Мухума расположенной в ХIатIиянахъа 1 мерка[6].
4. А также на сад Якуб б. Мухума расположенный в ХIабтI ахъ возможно 1,5 сах[7].
5. На пашню Ашат б-т. Нурмухамеда расположенной в Къулиодохъ возможно 0,5 кайла и 1 муд[8].
6. А также на пашню Ашат б-т. Нурахмеда расположенной в Болъола возможно 0,5 кайла[9].
Многие оротинцы завещали мечети разное количество зерна от 3 кайла до 1 сахIа и до 4 сахIа[10]. Ряд записей показывает, что завещания делались с части садов и виноградников[11], а также доход с мельницы[12].
Почти все завещатели или дарители части доходов со своих пашен, садов, виноградников, мельниц оговаривали или ставили свои условия, на какие цели должны расходоваться эти доходы: для разговения постившихся и мавлида (день рождения пророка Мухаммеда), для учащихся примечетских школ, бедняков и сирот, для гостей селения, для муэдзина, ученых, для покупки скота для мечети, покупки одеял, доставки воды в мечеть, покупки жира, курдюка и дорожки для мечети.
Интерес представляет и такая форма пожертвования, которая производилась в пользу мечетей других селений. Например:
(Пашня Хаджиали б. Хаджихусейна расположенный в ХIатIия нахъа с размером 1 кайл и 4 сахIа завещанием урожай передан для мечети сел. Сивих для разговения постившихся)[13].
Здесь же имеются записи о передаче части урожая с определенных участков, находящихся в селениях Коло и Жалокури, мечети селения Орота и наоборот. По завещанию полагалась определенная часть урожая в мечеть с. Орота. Например:
(На пашне Сулеймана расположенной в Колоб возложено 6 кайла из них для общества с. Орота, а 2 для общества с. Коло)[14].
В ряде случаев их учредители оговаривали и условия сохранения над ним своей власти или же власти своих наследников.
В рассматриваемом документе «Оротинский вакф» даются различные меры весов и сыпучих тел. К примеру,
РатIал[15] = 2,4 кг;
СахI = 2,4 кг;
кайл = 12 кг;
муд - 1/4 саха = 600 гр.
По данным «Оротинского вакфа» ратIал составлял примерно 122,4 кг; кайл составлял 11088 кг; сахI равен 154,8 кг; муд составлял 2,4 кг.
Обычно пахотные земли измерялись количеством засеваемого зерна, т.е. сколько мер зерна уходило, чтобы засеять определенный участок; количеством получаемого зерна с данного участка; количеством широких шагов; количеством дней, необходимых для пахоты. Сенокосные земли определяли количеством сена, который скашивал один косарь за один рабочий день; при продаже определяли по арбе; измеряли количеством дней, необходимых для косьбы; определяли количеством ишачих вьюков сена[16].
При использовании метрологических данных в Дагестане, необходимо обратить внимание на то, что не только каждый народ, но и отдельные селения имели свою отличную от соседей метрическую систему. Как писала Е.А. Давидович, «большой и прямой вред приносит неправильное использование метрологических данных. Особенно следует предостеречь от механического «заглубления» во времени единиц веса, объемы, длины и площади, что, однако, имеет место в историко-экономической литературе. Не меньший вред может принести забвение территориальной ограниченности большинства единиц»[17].
Сведения о вакфной собственности сообщались также в виде записей на рукописных книгах общественного пользования, а чаще всего на рукописных Коранах, принадлежавших мечетским библиотекам.
Вакфная земельная собственность также свидетельствует о становлении частной земельной собственности, так как только земельные собственники могли завещать в пользу мечети пахотные поля. «При некоторых селениях есть мечетские земли, образовавшиеся по завещаниям жителей. Этими землями распоряжается сельское общество для содержания мечети»[18].
Вакфных земель и доходов, поступавших в виде определенной части зерна с земельных участков и других продуктов, в Дагестане было много, и они в целом играли немаловажную роль в социально-экономическом положении дагестанского общества.
Существовали различные формы учреждения вакфа и вакфного имущества вообще. Соответственно этому различны были и формы пользования ими, что в основном находилось в зависимости от условий учредителя вакфа, решений джамаата и духовенства.
В соотношении с другими формами земельной собственности вакфная собственность получила широкое и повсеместное распространение и превратилась в одну из основных форм землевладения в Дагестане. Как видим, вакфных земель и поступлений с земельных участков в виде определенной части зерна и других продуктов в Дагестане имел рост, и в целом играли немаловажную роль в социально-экономическом положении дагестанского общества.
Тезисы написаны совместно с руководителем гранта А.Р. Шихсаидовым.
[1] Документ «Оротинский вакф» переведен Мугумаевым М.Р. При использовании документа, мы вносим некоторые дополнения.
[2] Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. - Ф.3. - Оп.1. - Д.280. - Л.5.
[3] Там же. - Л. 18.
[4] Там же. - Л. 14.
[5] Там же. - Л. 131.
[6] Там же. - Л. 131.
[7] Там же. - Л. 211.
[8] Там же. - Л. 211.
[9] Там же. - Л. 211.
[10] Там же. - Л. 125. - 98.
[11]Там же. - Л. 265, 93; 94; 286; 288; 290; 292.
[12]Там же. - Л. 134.
[13]Там же. - Л. 76-77.
[14]Там же. - Л. 48-49.
[15] Произносится ратл, ритл, ротл, у европейцев в Средние века - rotolo и т.п., от греческого litron, является наиболее употребительной мерой веса на арабском Востоке [Хинц В. Мусульманские меры и веса с переводом в метрическую систему. - М., 1970. - С. 34.]
[16] Материалы по метрологии народов Дагестана//Вопросы по истории Дагестана. - Махачкала, 1974. - Вып. 1. - С. 167-181.
[17] Хинц В. Мусульманские меры и веса с переводом в метрическую систему. - М., 1970. - С. 77.
[18] Феодальные отношения в Дагестане XIX - нач. XX вв. Архивные материалы. Составление, предисловие и примечания Х.-М. Хашаева. - М., 1969. - С. 167.