При рассмотрении проблем адаптации личности к современным условиям существенное значение имеют такие аспекты жизни каждого народа, как традиционная культура и тесно сопряженное с ней народная педагогика.
Для нас актуальное значение имеет искусство, музыка и этноинструментарий народов, играют важную роль в формировании музыкальной культуры как этноса, так и отдельной личности.
Этномузыка, понимаемая в народе как фольклор рассматривается как душа народа т.е. не только материальная, но и идеальная проекция квинтэссенция этноса. Этим объясняется действенная роль фольклора в выживании, самосохранении, адаптации саморазвитии каждого конкретного этноса. Основу же для овладения этнокультурой составили собранные в течение последнего века этнографами, фольклористами, этномузыкологами и другими уникальные аудиоколлекции фольклора и этномузыки. Следует отметить, что из-за отсутствия должной заботы о сохранности образцов этнотворчества и реставрации утрачиваются и погибают уникальные произведения характеризующие этнокультуру того или иного этноса. И анализ показывает, что приведенные проблемы актуальны и для народов Дагестана, в котором функционируют и взаимодействуют большое количество этнокультур.
Анализ музыкальной, искусствоведческой, социологической и другой литературы показывает, что традиционные фольклорные жанры, которые так или иначе связаны с решением проблем жизнеутверждения человека, этноса, являются характеристиками образа жизни личности. На наш взгляд, без этномузыки, этноинструментария, фольклора и традиционной культуры в целом являющемся духовным зеркалом, верительной грамотой, кристаллизатором народа, этносу существовать невозможно.
Знание и использование в системе подготовки подрастающего поколения традиционной этномузыки, этноинструментария и через них этнокультуру, являются необходимым условием осознания всеми его представителями, своей роли и места в системе цивилизации. Овладение подрастающим поколением этнокультуры и ее компонентом является действенным механизмом выживания и саморазвития каждого этноса и этносферы в целом.
Основы для овладения этнокультуры составили собранные в течении последнего века этнографами, фольклористами, этномузыколагами уникальные аудиоколлекции фольклора и этномузыки. Следует отметить, что из-за отсутствия должной заботы о сохранности образцов этнотворчества и реставрации утрачиваются и погибают уникальные произведения, характеризующие культуру того или иного этноса. Народы Дагестана на протяжении тысячелетней истории, своей этнофилософской культурой доказали свою жизнеспособность, прогрессивность и незаменимость в системе всемирной истории, культуры цивилизации.
Как показывает практика, главной задачей духовного развития современного общества является решение не техно-технологических, финансово-экономических, политических, экологических проблем, а именно морально нравственных, философско-этических. Главная беда личности и человечества, заключается в не желании или неспособности увидеть и почувствовать в другом человеке, другой семьи, в другом племени, общине, народе, как в зеркале, отражение самого себя, совей семьи, своего рода, общины, народа.
Следовательно, основным механизмом решения приведенной проблемы выступает система образования как институт призванный обеспечить понимание важности и актуальности приведенных проблем на уровне выпускника школы как субъекта этносистемы. Для преодоления существующих проблем требуются действительно кардинальные и оптимальные меры со стороны педагогической интеллигенции, как лучший, дальновидной части общества.
Что же должны понять в этнокультуре будущие педагоги? Фольклор и, в частности, этномузыка народов Дагестана, подобно фольклору других народов, представляет собой целостный самородный, богатый м многообразный этнокультурный феномен, закономерно занимающий важное неотъемлемое место в системе культуры и культурном наследии.
Фольклор необходим для возрождения древней культуры и формировании нового творческого мышления, являющегося основой жизнедеятельности личности в современных условиях информационно насыщенного общества.
Игнорирование роли и места этнокультуры, а через нее этномузыки чревато отрывом личности от национальной почвы, деградацией цивилизации вплоть до ее полного вырождения.
С учетом приведенных факторов актуальное значение приобретают проблемы: формирования музыкальной культуры личности; роли и места этномузыки в формировании музыкальной культуры; структуры и сущности музыкальной культуры; содержания, форм, методов и средств формирования музыкальной культуры.
Работа представлена на заочную электронную научную конференцию «Духовное и культурное возрождение России», 15-20 декабря 2008 г. Поступила в редакцию 18.05.2009.