Образование может рассматриваться с разных позиций - психологических или социологических, структуралистских или конфликтологических и т.д. Но оно есть, прежде всего, "лоно" культивирования родовых качеств на основе присвоения определенного образа; категория и ритмика совокупного человеческого бытия и (по М. Шелеру) оформление живой целостности этого бытия в форме времени; деятельный способ существования определенного образа, имеющего идеальную природу и связанного с конструктивной смыслообразующей деятельностью сознания. Ценности образования всегда являются выражением существующего образа мира и ментальности, а идеал образованности, характерный для того или иного типа общества, - выражением культурного стереотипа.
Трансляция знаний как важнейшая сторона процесса образования предполагает в той или иной степени усредненность передаваемой информации и унификацию механизмов воспроизводства получаемого знания. Но в доиндустриальных обществах преобладали персональные средства трансляции знания и опыта (родители-дети, мастер-ученик, духовный наставник - прихожанин), когда личностные качества воспитателя способствовали эмоциональной окрашенности процесса обучения. Благодаря этому усиливалась связь знания и переживания, которая необходима для личности обучающегося, хотя личностный рост обучающегося эти общества в качестве цели образования не предполагали. В истории каждой культуры всегда существовало образовательных идеалов. Например, в античной Греции наряду с афинской системой образования была и спартанская модель образования и воспитания. Существовавшая в императорском Риме система образования, существенно отличалась от византийской. Наиболее емким показателем развития института образования является изменение методов восприятия, преподавания, учения.
В новое время, когда развивающаяся индустрия потребовала сначала унифицированного производителя, а позже - унифицированного потребителя, образование оказалось поставленным на поток. Широкое распространение образования несомненного благо, но оборотной стороной этого процесса оказались проявившиеся уже во второй половине XIX в. (который неслучайно называют безо всякого негативного оттенка веком торжества обывателя) стандартизация интеллектуальной сферы и предельное сужение пространства, где личность могла бы развиваться спонтанно, самопроизвольно. Поэтому образовательный идеал не должен быть утопичным и эмпиричным. Он должен иметь гармоничную соразмеренную модель своего развития. Специфику формирования образовательного идеала можно охарактеризовать рядом проблем, связанных с образованием в целом.
Одна из таких проблем заключается в том, что производство знаний в системе науки и в сферах их применения идет непрерывно. Их объем постоянно растет, но потребности конкретного человека ощущаются не во всех знаниях, а лишь в тех, которые позволяют ему адаптироваться в конкретной социальной среде. В этом проявляется противоречие между избытком информации и недостатком знаний. Процесс производства знаний продолжает набирать силу, противодействовать ему бессмысленно, задача заключается в создании "фильтров" отбора содержания знаний из науки и производства в систему образования. В качестве критерия для отбора содержания образования может служить модель выпускника учебного заведения. Создание и реализация такой модели зависит, по крайней мере, от трех факторов.
Первым из них является интерес представителей производства в квалифицированных специалистах. Именно они выступают в качестве заказчиков. Однако их интерес ограничен узкими рамками функциональных обязанностей, отражающих общепрофессиональные и должностные знания.
В качестве второго фактора представлены интересы: представителей науки, разрабатывающих данную модель. Содержание модели во многом отражает только те направления, которые предлагают заказчики. Если заказчиком является производство, то в модели будут доминировать общепрофессиональные и должностные качества. Следовательно, заказчиком должно выступать правительство в лице Минобразования. Только в этом случае, можно рассчитывать на обеспечение баланса общегражданских, общепрофессиональных и должностных интересов.
Наконец, фактор третий - интересы субъектов системы образования. В подавляющем своем большинстве они не связаны ни с наукой, ни с производством. Или, во всяком случае, давно потеряли связь с ними. По своему социальному положению и по содержанию потребностей они не способны и не заинтересованы в создании научно обоснованной модели специалиста, так как она создает условия для повышения уровня диагностируемости учебно-воспитательного процесса со стороны внешних структур.
Важность решения этой проблемы находится в неразрывной связи с необходимостью обеспечения гармоничного сочетания внутренних и внешних условий функционирования системы образования, что предполагает учет потребностей всех ее субъектов: администрации, профессорско-преподавательского состава и обучаемых. Должен быть какой-то общий ориентир, позволяющий принимать всем сторонам компромиссные решения. Существующие в мировой практике системы образования существенно различаются положением в обществе, ролью каждого из субъектов в решении важнейших вопросов, в том числе и по технологии образования. Трехуровневый характер требований, предъявляемый к системе образования, предполагает и соответствующую оценку ее деятельности. Общество в лице органов государственного управления вправе предъявлять к системе образования требования по подготовке полноценных ее членов по всем социализирующим признакам. Администрация и профессорско-преподавательский состав вузов должны работать так же, как действует любая профессиональная группа в условиях общественного разделения труда, т.е. выполнять заказ по заданным параметрам: общегражданским, общепрофессиональным и должностным (специальным) свойствам выпускников учебных заведений.
Следующей проблемой является наличие разрыва, во-первых, между уровнем школьного и высшего образования и, во-вторых, между уровнем высшего образования и системой науки, в том числе академической наукой, которая вынуждена заниматься переподготовкой рекрутируемых в нее кадров, повышать их личностные и профессиональные качества до должного уровня. Поиск новых форм организации научного знания - важнейший путь реформирования системы образования. В 20-м веке высшее образование перестало быть элитарным в смысле его доступности для различных социальных слоев, но по существу ВУЗы, и особенно университеты, должны выращивать интеллектуальную элиту.
Третья проблема связана с формированием понятия «образованный человек» в образовательном идеале, включающий совокупность определенных характеристик. Наряду с традиционными, сегодня в педагогике складываются новые представления о человека и образованности, происходит смена антропологических оснований педагогики. Образованный человек - это не столько "человек знающий", даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, для понимания других людей, для формирования мышления, общения, наконец, практических действий и поступков человека. Нужно, чтобы образованный человек должен уметь адаптироваться к меняющимся условиям, используя полученные (в зависимости от ситуации совершенствовать) знания и умения для того, чтобы способствовать преодолению кризиса культуры. Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности - и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем.
Следующая проблема - это специфика трансляции образовательного идеала, целью которой является сохранение необходимого уровня знания, его соразмеренное применение в практическом плане, а также на основе этой трансляции должен, создан фундамент для дальнейшего развития и совершенствования образования в будущем. По этому поводу заслуживает внимания точка зрения Е.Э. Смирновой, в которой представлена функциональная схема производства и использования знаний. Она обозначила ряд особенностей при производстве и трансляции знаний, которые порождают трудно преодолимые препятствия для их оптимизации. Другой исследователь, Т.И. Ильина, полагает, что содержание обучения отражает задачи, стоящие перед системой образования. Данная концепция не уточняет, кто и на основании каких критериев определяет эти задачи. Г.А. Петрова полагает, что содержание образования формируется на основе принципов идейно-политической направленности обучения, единства теории и практики, оптимизации объема учебной информации, системности образования. Но не представлены реальные решения по реализации этих принципов.
Следует включить во внимание еще одну проблему образовательного идеала, как обеспечение квалифицированной диагностики преподаваемых знаний. В отличие от сферы материального производства качество работы системы образования осознается только спустя годы, когда людей, ответственных за допущенный брак, как правило, уже нет. Временной фактор накладывает серьезный отпечаток на отношение субъектов системы образования к выполнению общественного долга и условиям формирования образовательного идеала.
Таким образом, образовательный идеал формируется на основе процесса познания, как особенности отражения материальной и социальной действительности, осуществляемый в виде моделирования мира посредством все более точного приближения модели к объективной реальности. Ключевым понятием для методологии наук является понятие научной теории, выступающий как первый критерий трансляции образовательного идеала. Первым критерием формирования образовательного идеала является теория, которая создает возможности для стандартизации и систематизации исследуемых объектов и процессов, для формулировки законов и объяснения имеющих место эмпирических фактов.
Вторым критерием могут стать базовые знания, навыки и умения. В сочетании с первым критерием задача их определения становится разрешимой, хотя и достаточно трудной. Базовые знания предполагают минимум объема информации, позволяющий обеспечить, с одной стороны, современный уровень квалификации специалиста, а с другой стороны, такую организацию учебного процесса, которая гарантирует надежное усвоение обучаемыми транслируемых знаний, навыков и умений.
Основные положения об образовании (в частности об современном образовательном идеале) сформулированы в государственном стандарте. Государственный образовательный стандарт должен отвечать двум требованиям. Первое требование предполагает включение базовых знаний, навыков и умений. Второе - обеспечение необходимых условий для самостоятельной работы обучаемых.