В процессе проведения практических занятий по физической и коллоидной химии нами был выявлен недостаточный уровень математических знаний у студентов фармацевтического факультета для сознательного и действенного усвоения этого предмета. Владение определенным арсеналом математических знаний и умений необходимы студентам-фармацевтам для формирования прочного фундамента теоретических и практических знаний, навыков по физколлоидной химии. Наличие такого фундамента необходимо, так как физколлоидная химия является основой для изучения других химических дисциплин, предусмотренных учебным планом (аналитическая, биологическая, токсикологическая, фармацевтическая химия, аптечная технология лекарств и др.), а также целого ряда учебных дисциплин, тесно связанных с химией (физиология, микробиология, фармакология, гигиена и др.). Если учесть, что математические знания способствуют формированию у студентов приемов научного мышления, разнообразных интеллектуальных умений, используемых при решении профессиональных задач, то понятно, что традиционная структура курса физической и коллоидной химии нуждается в определенной коррекции.
Одним из способов, позволяющих облегчить студентам-фармацевтам изучение курса физической и коллоидной химии, на наш взгляд, является введение блока, который содержит такие способы математической обработки экспериментальных данных, как интегрирование, дифференцирование, нахождение производных, основные методы графической обработки данных, методы построения графиков, определения коэффициентов прямой по графику, определения параметров линейных зависимостей методом наименьших квадратов, метод линеаризации. Нами в результате введения такого блока установлено, что он существенно помогает студентам-фармацевтам освоить основные методы математической и графической обработки экспериментальных данных, научиться грамотному построению графиков, выполнять расчеты, используя формулы, справочные таблицы и вычислительную технику.
Совершенствованию структуры курса физической и коллоидной химии способствует и предложенные нами модули содержания, что позволяет студентам глубже понять теоретический материал, получить практические умения физико-химических расчетов, характеризующихся профессиональной направленностью. Это делает сложный и объемный курс физической и коллоидной химии более доступным и понятным, а также способствует воспитанию у студентов ценностного отношения к изучению этого предмета, пониманию его места и роли в химическом образовании будущих фармацевтов.