В последние годы в нашей стране широко практикуется обучение детей по новым педагогическим системам, апробируются новые методы. Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно сообразовывать учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными морфофункциональными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья. Тем более это диктуется резко выраженным ухудшением состояния здоровья детей младшего школьного возраста и подростков. В последнее пятилетие прошло особенно резкое ухудшение здоровья детского населения, что объясняют возросшим экосоциальным неблагополучием, падением уровня жизни, недостаточностью полноценного несбалансированного питания в семье и в школе, систематическими нарушениями организации различных видов деятельности и отдыха учащихся. У детей констатируются: рост дефицита массы тела, падение уровня физиометрических параметров, понижение иммунной реактивности, формирование хронических болезней, психоневрологические расстройства, нарушения состояния сердечно-сосудистой системы и др.
Вне зависимости от применяемых педагогических систем обучения в новых типах образовательных учреждений (гимназии, лицеи) по сравнению с обычными школами выявлены более высокая учебная нагрузка, частые нарушения режима дня, ухудшение состояния здоровья.
Широко распространено и получило положительную психологическую оценку применение в общеобразовательных учреждениях развивающего обучения по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову. С психолого-педагогических и физиолого-гигиенических позиций эта система не подвергалась изучению. Между тем всесторонняя оценка, осуществляемая в сравнительном аспекте с другими педагогическими системами, показала бы, насколько эта система упорядочивает учебную нагрузку, и как её применение влияет на здоровье школьников.
Известно, что систолическое (АДс) и диастолическое (АДд) артериальное давление помимо наследственной обусловленности связано у детей с длиной и массой тела, половым созреванием, со степенью развития скелетной мускулатуры, с видом деятельности, с психологическим климатом в семье и школе.
В результате обширных физиологических исследований взрослых доказана возможность использования измерений совокупности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы как индикатора адаптивных реакций целостного организма и показателя риска развития заболевания у рабочих и служащих промышленных производств. Такой подход закономерен, поскольку система кровообращения является связующим звеном между всеми органами и системами, между «управляющими центрами и управляемыми элементами». Адаптивные возможности организма - это одно из основных его свойств, это запас функциональных резервов, которые, расходуясь, поддерживают взаимодействие между организмом и средой.
Для определения уровня особенностей функционирования системы кровообращения и адаптационных возможностей целостного организма принято рассчитывать величины адаптационного потенциала (АП) в условных единицах - баллах. Формула для определения АП получена исследователями в результате множественного корреляционного и регрессивного анализа на большом числе данных о состоянии здоровья рабочих и служащих крупных предприятий различного профиля во многих регионах страны. Определение АП особенно демонстративно при исследованиях динамики показателей в различные временные периоды, у школьников в процессе обучения. Выявление величин АП применимо и в ходе изучения физического развития детей и подростков, влияния учебных нагрузок в разные периоды учебного года.
У девочек 12-13 лет, величина АП, сочетаясь с уровнем работоспособности и состоянием здоровья, изменялось в зависимости от занятий различными двигательными режимами.
В связи с изучением состояния здоровья девочек 12-13 лет, которые наблюдались нами в течение двух лет, представлялось интересным произвести определение физического развития, здоровья и АП, установление их по разным уровням, выявление степени надёжности в сочетании со степенями других регистрируемых показателей и состоянием здоровья по их группам (I-IV).
Целью наших исследований явилось изучение влияния различных двигательных режимов на уровни физического развития, здоровья и адаптационного потенциала, а также на степень напряжения адаптивных механизмов девочек 12-13 лет.
Было проведено комплексное исследование уровней физического развития и здоровья по методике С.В. Хрущёва (1995) и адаптационного потенциала по методу Р.М. Баевского в модификации А.П. Берсеневой (1987).
АП (в баллах) =0,011 (ЧСС) + 0,014 (САД)+0,008 (ДАД) + 0,014 (возраст, годы)+0,009(масса тела, кг)-0,009(длина тела, см)-0,27,
где ЧСС - частота сердечных сокращений (в минуту);
САД - систолическое артериальное давление (в мм рт.ст.);
ДАД - диастолическое артериальное давление (в мм рт.ст.).
Учитывая, что ранее не проводилось изучение адаптационных возможностей у детей и подростков, для решения задач исследования были разработаны нормативные значения АП. При разработке нормативов авторы использовали специальную программу, основанную на методике центильных коридоров.
1. Нами были выявлены следующие уровни физического развития и здоровья девочек 12-13 лет, находящихся на обычном (посещающие обычные уроки физической культуры) и расширенном (посещающие спортивные секции в течение трёх лет) двигательном режимах (таблица 2, 3).
Таблица 1. Нормативные значения АП для учащихся 12-13 лет, соответствующих различным уровнем адаптации
ПОЛ |
Значение АП (в баллах) |
|||
Удовлетворительная адаптация |
Напряжение адаптации |
Неудовлетворительная адаптация |
Срыв адаптации |
|
Д-Ю |
1,93 и менее |
1,94-2,16 |
2,17-2,39 |
2,40 и более |
Таблица 2. Показатели уровня физического развития девочек 12-13 лет, находящихся на различных двигательных режимах (в %)
Уровень физического развития |
Двигательный режим |
|||
Обычный |
Расширенный |
|||
Баскетбол |
Гандбол |
Лёгкая атлетика |
||
Высокий |
0 |
0 |
10 |
7 |
Выше среднего |
0 |
80 |
70 |
65 |
Средний |
20 |
20 |
20 |
28 |
Ниже среднего |
80 |
0 |
0 |
0 |
Низкий |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 3. Динамика показателей физического развития (оценок-индексов) девочек 12-13 лет, находящихся на различных двигательных режимах (в баллах)
Показатели индексов физического развития |
Двигательный режим |
|||
Обычный |
Расширенный |
|||
Баскетбол |
Гандбол |
Лёгкая атлетика |
||
Кетле |
2,5 |
2,8 |
2,9 |
3,2 |
Робинсона |
1,9 |
2,9 |
3,2 |
3,0 |
Скибинского |
2,0 |
3,4 |
3,6 |
3,3 |
Шаповаловой |
2,1 |
3,5 |
4,8 |
3,7 |
Руфье |
1,8 |
3,7 |
3,3 |
3,4 |
Сумма баллов |
10,3 |
16,3 |
17,8 |
16,6 |
Уровень физического развития |
Ниже среднего |
Выше среднего |
Выше среднего |
Выше среднего |
Высокий уровень физического развития показали девочки, занимающиеся в секции гандбола и лёгкой атлетики, соответственно 10 % и 7 %, а у баскетболисток и незанимающихся спортом - 0 %. Девочки с физическим уровнем развития выше среднего показали в секциях баскетбола - 80 %, гандбола - 70 % и лёгкой атлетики - 65 %, а у незанимающихся - 0 %.
Средний уровень физического развития показали девочки не занимающиеся (20 %) и занимающиеся в спортивных секциях, соответственно 20 %, 20 % и 28 % (таблица 2). Уровень физического развития ниже среднего показали девочки, находящиеся на обычном двигательном режиме - 80 %.
Нами были выявлены следующие показатели оценок-индексов девочек, находящихся на обычном двигательном режиме (таблица 3): индекс Кетле - 2,5 балла; Робинсона - 1,9; Скибинского - 2,0; Шаповаловой - 2,1 и Руфье - 1,8. Сумма баллов составила 10,3 балла, что соответствует уровню физического развития ниже среднего.
Девочки, находящиеся на расширенном двигательном режиме показали следующие оценки-индексы - баскетболистки: индекс Кетле - 2,8 балла; Робинсона - 2,9; Скибинского - 3,4; Шаповаловой - 3,5 и Руфье - 3,7. Сумма баллов составила 16,3 балла, что соответствует уровню физического развития выше среднего.
Девочки - гандболистки соответственно: 2,9 балла; 3,2; 3,6; 4,8 и 3,3. Сумма баллов составила 17,8 балла и уровень физического развития выше среднего. У девочек - лёгкоатлеток были показаны следующие результаты индексов: Кетле - 3,2 балла; Робинсона - 3,0; Скибинского - 3,3; Шаповаловой - 3,7 и Руфье - 3,4. Сумма баллов составила 16,6 балла, что соответствует уровню физического развития выше среднего. Эти индексы являются показателями адаптационных резервов организма.
Установлено, что критериями процесса адаптации девочек к физической нагрузке являются состояние напряжения физиологических систем, по индексам, указанным выше и, способствующих повышению интегративных процессов в организме.
Выявлено, что за счёт напряжения идёт адаптация дыхательной, сердечно-сосудистой системы (индексы Робинсона и Руфье, р<0,001), повышенная резистентность к гипоксии (индекс Скибинского, р<0,001), а также высокий уровень развития адаптационных возможностей двигательных качеств (индекс Шаповаловой, р<0,001) и функциональных резервов кардио-распираторной системы.
Таким образом, в механизмах адаптации участвуют дыхательная, сердечно-сосудистая системы и повышенная резистентность организма к гипоксии. Степень напряжения адаптивных механизмов у девочек, находящихся на расширенном двигательном режиме ниже, чем на обычном, это говорит о высоком уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что способствует развитию физических возможностей организма.
2. Рассмотрим оценку уровня адаптационных возможностей девочек 12-13 лет, базируясь на интерпретации значений адаптационного потенциала (АП), характеризующие деятельность сердечно-сосудистой системы и уровень физического развития.
Нами установлена распространённость различных уровней адаптации девочек, находящихся на различных двигательных режимах (таблица 4, в %).
Таблица 4. Различные уровни адаптации среди девочек 12-13 лет, находящихся на различных двигательных режимах (в %)
Уровень адаптации |
Двигательный режим |
|||
Обычный |
Расширенный |
|||
Не занимающимися спортом |
Баскетбол |
Гандбол |
Лёгкая атлетика |
|
Удовлетворительный |
0 |
77 |
87 |
80 |
Напряжение адаптации |
13 |
23 |
13 |
20 |
Неудовлетворительный |
74 |
0 |
0 |
0 |
Срыв адаптации |
13 |
0 |
0 |
0 |
Высокий уровень адаптации (удовлетворительный) составил у гандболисток (87 %), легкоатлеток (80 %) и баскетболисток (77 %). Уровень развития «напряжение адаптации» составил у девочек незанимающихся спортом - 13 %, у баскетболисток - 23 %, гандболисток - 13 % и легкоатлеток - 20 %.
С «неудовлетворительным»уровнем адаптации оказались девочки, находящиеся на обычном двигательном режиме (74 %), а на расширенном - 0 %.
С уровнем адаптации «срыв», девочки занимающиеся спортом показали 0 %, а не занимающиеся 13 %.
Рассмотрим распространённость различных уровней адаптации девочек 12-13 лет, находящихся на различных двигательных режимах (таблица 5, в баллах).
Таблица 5.
Уровень адаптации |
Двигательный режим |
|||||||
Кол-во исследуемых |
обычный |
Кол-во исследуемых |
Расширенный |
|||||
Не занимаю-щиеся спортом |
Баскет-бол |
|
Ганд-бол |
|
Лёгкая атлетика |
|||
удовлетворительный |
0 |
0 |
13 |
1,68 |
12 |
1,46 |
11 |
1,84 |
напряжение |
2 |
2,03 |
2 |
1,97 |
3 |
1,95 |
4 |
2,07 |
неудовлетворительный |
11 |
2,23 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
срыв адаптации |
2 |
2,46 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Нами выявлено, что у большинства девочек, находящихся на расширенном двигательном режиме (таблица 5) уровень адаптации составил «удовлетворительный» (1,46 балла - у гандболисток), а на обычном - «неудовлетворительный» (2,23 балла). Это говорит о том, что степень напряжения адаптивных механизмов у девочек не занимающихся спортом значительно выше, чем у занимающихся.
Таким образом, нами установлено, что состояние адаптации определятся функциональной зрелостью гормонального и вегетативного звеньев регуляции гомеостаза. Девочки, находящиеся на расширенном двигательном режиме достигают своего функционального оптимума значительно раньше, чем на обычном. Это видно из таблицы 5, где показано, что девочки, занимающиеся в спортивных секциях имеют в большинстве своём «удовлетворительный» уровень адаптации, тогда как, на обычном, «неудовлетворительный». Очевидно, снижение адаптационных возможностей сочетается с теми расстройствами здоровья, в основе которых лежат сбои в вегатативном и эндокринном звеньях регуляции гомеостаза, т.е. связано с нарушениями и болезнями сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также в расстройствами питания.
Нами показано, что существует определённая связь между функциональными возможностями и показателями физического развития и здоровья девочек. Поэтому, регулярные и систематические занятия в спортивных секциях положительно влияют на ослаблении степени, напряжения адаптивных механизмов девочек 12-13 лет, что говорит о высоком уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствующих развитию физических возможностей и интегративных процессов в организме. Поэтому уровень адаптационных возможностей девочек, находящихся на расширенном двигательном режиме может служить в качестве одного из критериев оценки состояния их здоровья.