Анализ учебно-воспитательного процесса профессиональной подготовки будущих специалистов показывает, что на данном этапе существует ряд проблем, которые недостаточно изучены и методически разработаны, и одна из них - осмысление логико-грамматических конструкций детьми 6-7 лет. Логико-грамматическое развитие понимается как логика мышления, выраженная в грамматических категориях.
Мы считаем, что логико-грамматические конструкции - это логически и грамотно выстроенные высказывания, которые отражают «причинно-следственные связи», осмысление «приставочных глаголов», «пространственно-речевых конструкций», «инвертированных и пассивных речевых конструкций через предлоги». Логика и грамматика тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, дополняют и развивают друг друга.
Осмысление - умение осмысливать, осмыслить, придать чему-нибудь смысл, толк; оживить мыслящим духом (Даль). Осмысление не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Осмысление играет поистине огромную роль в познании, оно расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Основным отличием ступеней осмысления друг от друга является, прежде всего, глубина понимания. На практике человек взаимодействует с процессом осмысления постоянно, непосредственно являясь и исполнителем, и источником осмысления.
Аспекты данной проблемы освещались в работах философов Аристотеля Р.Декарта (1596-1650), немецкого философа и математика Г. Лейбница (1646-1716), Г.Гегеля, психологов Л.С. Выготского, И.Ю. Кулагиной, Ж. Пиаже и педагогов В.П. Вахтерева, И.П. Коротковой, Е.М. Струниной, К.Д. Ушинского.
Проблема осмысления учебного материала, логико-грамматических конструкций приобретает большую актуальность в педагогической науке в связи с тем, что она является основой сознательного и прочного усвоения знаний. Развитие осмысления речи взрослых (родителей, педагогов и т.д.) детьми дошкольного и младшего школьного возраста имеет принципиальное значение для усвоения школьных дисциплин. Среди факторов, характеризующих готовность ребенка к обучению, существенное место занимает сформированность мышления, в частности, осмысление детьми причинно-следственных связей, взаиморасположенных объектов при заданном направлении, выраженных в речевых конструкциях. Школа должна не только давать знания, а также учить осмыслять их и рассуждать.
Наблюдения показывают, что учебная деятельность учащихся (логические операции, группировка, установление связей с накопленными знаниями, собственным опытом, грамотное построение логико-грамматических конструкций) приносит положительный результат, если применяемая система следует процессу осмысления, а также осмысленному запоминанию путем уяснения лексического значения слов. Благодаря процессу осмысления логико-грамматических конструкций развивается не только речевая деятельность, но и память, мышление, восприятие и т.д.
Опыт показывает, что интереснее для ребенка тот материал, который лучше осмысляется, затем понимается и запоминается.
В деятельности педагога, на первый план должны выступать приемы управления процессом осмысления логико-грамматических конструкций младшими школьниками, включающие в себя диагностику уровней осмысления логико-грамматических конструкций, а также учебного материала.
Полученные результаты показали, что детям с каждым годом все труднее справляться с осмыслением логико-грамматических конструкций. В 1999 году к высокому уровню относилось 52,4 % детей 6-7 лет, в 2000 году - 42,8 %, а в 2001 - лишь 36,3 %. И как результат - повышается количество детей с низкой успеваемостью.
Благодаря сформированному процессу осмысления логико-грамматических конструкций у детей возникает процесс осмысления, а затем понимания речи взрослых, учебного материала и т.д. Начальное обучение должно быть направлено и акцентировано в своей работе на повышение эффективности осмысления логико-грамматических конструкций и уровня речевой деятельности, развитие логичности речи младших школьников, оптимальное соотношение чувственного образа и понятия на этапе осмысления младшими школьниками учебного материала.
Осмысление логико-грамматических конструкций у детей 6-7 лет будет наиболее благоприятным, если станет предметом целенаправленной, систематической, поэтапной работы.