Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В настоящий период, существуют некоторые пробелы, в концептуальном познании творчества. Не смотря на огромный материал о творчестве и существование бесконечного множества определений творчества, до сих пор не ясно, какова сущность этого феномена, что есть творчество-отражение, становление, развитие, аспект или форма деятельности, особый процесс или форма жизни.

Изучение проблем творчества, творческой личности вызывает большой интерес в мировой науке и является предметом острых дискуссий и споров.

Вообще, проблема творчества издавна привлекала внимание исследователей. Первыми исследованиями этого «сложного, таинственного процесса» были философы античности. Человеческая мысль веками билась над разрешением загадок творчества, но до сих пор много ещё спорного и неясного в его природе. Одно неоспоримо: творчество сложный феномен человеческого мышления.

Его изучением занимаются многие науки: философия, психология, социология, эстетика, педагогика, науковедение, кибернетика и другие. Возникла даже и особая наука, специально изучающая творческую деятельность - эвристика.

Интерес к творчеству в наше время объясняется глубокими объективными факторами. Первый из них связан (как уже говорилось выше) с характерным для 20 века пристальным вниманием к проблемам личности. Какова роль личности в историческом процессе, в развитии искусства? В чём подлинная сущность человека и смысл его жизни? Здесь центральным является вопрос, связанный с изучением художника, как субъекта эстетической деятельности.

Второй фактор - это обусловленность интересам к проблемам творчества, потребностями современной науки и технике.

Третий фактор заложен в самой природе творчества и практике эстетического восприятия его результатов - романов, стихов музыки, фильмов, картин и так далее.

Человек понимает самого себя через мир им же создаваемых объектов и при посредстве их. В плодотворном производительном существовании наиболее полно и целостно раскрывается родовая социально-деятельная сущность человека, его способность творчески, универсально, исторически самоопределяться в мире. Б. Пастернак писал: «Человек реален и истинен, когда он занят делом, когда он ремесленник, крестьянин, великий ... художник или же учёный, творчески постигающий истину».

Творческие способности человека, являясь его сущностными силами, неодинаковы по степени развития, поскольку существуют генетические различия между людьми и различны условия их бытия. Если трактовать творчество, как свободную деятельность человека, то можно, следуя венгерскому культурологу И. Витаньи, выделить три уровня способностей:

  • продуктивно-репродуктивный;
  • генеративный;
  • конструктивно-инновационный.

Продуктивно-репродуктивный уровень предлагает, что способности - неотъемлемое свойство каждого человека, оно характеризуется воспроизводством из элементов и правил, которые не меняются (или меняются не значительно), неограниченного числа в принципе одних и тех же объективацией, так что любого рода проявление нового может быть только случайным. Типичными областями реализации продуктивно-репродуктивных творческих способностей выступают однообразное массовое производство и повседневная разговорная речь.

Генеративная творческая способность (способность импровизировать) также присуща каждому человеку, но в различной степени. Она выражается в создании новых вариантов на основе данных элементов и правил. Этот уровень творчества реализуется в шедеврах ремесленного труда, в фольклоре, изысканной литературной речи, технических решениях типа рационализаторских предложений. Это творчество в пределах традиции.

Конструктивно-инновационная творческая способность проявляется путём обновления элементов и правил, выражений нового содержания. Она присуща немногим личностям, хотя количество людей, обладающей потенциальной способностью создавать радикально новое, гораздо больше, нежели количество людей, получающих возможность развить и реализовать её под воздействием общественных условий. На этом уровне творчества совершаются фундаментальные научные открытия, появляются технические решения типа изобретений, создаются классические произведения искусства и т.д. Причём в такого рода объективации субъект творчества присутствует, как уникальная личность и как представитель всего человеческого рода.

Чем радикальнее результаты творчества, тем глубже их предпосылки, т.е. общие и необходимые связи, отражение которых служит внутренним регулятором творческой деятельности. Таким регулятором выступают обобщенные схемы формотворчества - каноны и стандарты, парадигмы и категориальные структуры, мировоззренческие формы и архетипы культуры. За потоком открытий, изобретений, художественных произведений, за филиацией идей следует видеть объективные закономерности развития науки, техники, искусства, расчленение их исторического развития на этапы, в рамках которых развёртывается деятельность отдельных творцов, школ и направлений.

В отличие от животных, которые производят односторонне и только самого себя, человек есть универсальное существо, способное творить по любой мерке, том числе по законам красоты. В универсальном отношении к миру, в способности творить проявляется свобода человека, которая базируется на универсальности его практического взаимодействия с внешним миром, а равно и на универсальности познавательных возможностей человека

Универсальность человека не есть нечто внеисторическое. И размер необходимых потребностей, и степень господства человека над природой, и выявление творческих дарований человека представляют собой продукт истории, развития производства».

Платон заметил, что «творчество - понятие широкое. Всё, что вызывает переход из небытия в бытие - творчество, ремёсла можно назвать творчеством, а всех создателей их - творцами».

Человек является творцом, субъектом истории, сам он и создаёт необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. В социальном познании человек имеет дело, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой, как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную историческую создаваемую общественную сущность. В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется: тут объект есть одновременно субъект исторического творчества.

В конечном счете, субъектом творчества является не только отдельная личность (художник, музыкант, поэт), но всё человечество. Объект творчества - реальные фрагменты бытия и весь мир в целом. Результаты, продукты творчества всегда воплощены в вещественно-знаковую или чисто знаковую форму: художественное произведение, научное открытие, изобретение и др.

Таким образом, мы можем дать определение понятия «творчества» как процесса человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности, способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяемую многообразным общественным потребностям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архипцев Ф.Т. Творческая природа человеческого сознания. // Вопросы философии. - 1974. - №5.
  2. Лойфман И.Я. Творчество - сущностная сила человека и корень культуры. // 12 лекций по философии. - Екатеринбург. - 1996. С 24 - 34.
  3. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. // М.: Высшая школа. - 1984.
  4. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. // М.: Искусство. - 1977.
  5. Гуляева Л.М. Эстетическое воспитание и творческая активность личности // Эстетика. - М.: Знание. - 1983. - №12.
  6. Лук А.Н. Мышление и творчество. // М.: Политиздат. - 1976.