Проблема восприятия времени и пространства человеком может быть отнесена к числу глобальных проблем естествознания (Левич А.П., 1996). От того, насколько адекватно человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе (Цуканов Б.И., 2000). В литературе рассматриваются вопросы, связанные с восприятием времени как у детей, так и у взрослых (Моисеева Н.И., 1985; Бушов Ю.В., Несмелова Н.Н., 1994; Рубинштейн С.П., 1999; Багрова Н.Д., 1999; Цуканов Б.И., 2000; Сурнина О.Е., Лунандин В.И., 2000; Корягина Ю.В., 2001). Однако, недостаточно знаний о закономерностях развития и механизмах нарушения восприятия времени и пространства у детей с нарушениями интеллектуального развития, что не позволяет разработать надёжные критерии дифференциальной диагностики и адекватные методы коррекции при работе с такими детьми. Целью исследования явилось выявление особенностей процессов восприятия времени и пространства у подростков, имеющих нарушения интеллектуального развития. Было обследовано 40 детей с нарушением интеллектуального развития в возрасте от 13 до 16 лет (с диагнозом олигофрены в стадии дебильности), обучающихся в школе - интернате №18 г.Омска и 30 подростков, такого же возраста, учащихся школы №11 г. Кемерово. С помощью компьютерной программы "Исследователь временных и пространственных свойств человека" (Нопин С.В., Корягина Ю.В., 2003) были исследованы: время простой сенсомоторной реакции на свет и звук, время реакции на движущийся объект, время реакции выбора, точность оценивания и отмеривания звуковых и зрительных сигналов, воспроизведение ритма сигналов, точность оценивания и отмеривания отрезков, узнавание углов, длительность индивидуальной минуты (ИМ).
Результаты исследования показывают, что наименьшее время простой сенсомоторной реакции на свет было у обычных школьников восьмых классов и девятиклассников, имеющих нарушения интеллектуального развития. Наименьшие величины времени простой сенсомоторной реакции на звук были отмечены у учащихся восьмых, девятых классов, не имеющих нарушения интеллектуального развития. Время реакции на движущийся объект и время реакции выбора было меньше у обычных школьников девятых и восьмых классов, а наибольшая величина - у восьмиклассников, имеющих нарушения интеллектуального развития. Выявлены незначительные различия длительности ИМ, которая колебалась от 37 - 46 секунд и распределилась следующим образом: у восьмиклассников - 40,4, девятиклассников - 42,1, восьмиклассников, имеющих нарушения интеллектуального развития - 43,7 и девятиклассников с нарушением интеллектуального развития - 44,4. Более успешно запоминали и воспроизводили длительность световых сигналов школьники с нормальным интеллектуальным развитием. Исследование точности восприятия пространства показали, что более точно оценивают отрезки и углы, учащиеся с нормальным интеллектуальным развитием восьмых, девятых классов и девятиклассники, имеющие нарушения интеллектуального развития.
Таким образом, у подростков, не имеющих нарушений интеллектуального развития меньше время реакции на свет, звук и на движущийся объект, что говорит о достаточно высокой скорости и силе нервных процессов. Подростки, имеющие нарушения интеллектуального развития, допускают большие величины ошибок при запоминании и воспроизведении длительность световых и звуковых сигналов, оценивании отрезков и узнавании углов. Все это показывает, что подростки с нарушением интеллектуального развития значительно отстают от своих сверстников по показателям восприятия времени и пространства.