Развитие буржуазных отношений и проведение административных реформ трансформировали соционормативную культуру осетинского пореформенного села. Высший орган власти - «ныхас» - сохранял лишь внутренние атрибуты традиционного общинного схода: проводился в местах прежних общинных собраний, созывали его, как и прежде, «фидиуæги» (глашатаи), на нем создавалась видимость обсуждения крестьянами общесельских дел.
В действительности же сельский сход пореформенного времени терял свою демократическую сущность, он становился выразителем интересов не всей общины, а лишь определенного круга знатных общинников. Значительно снизилась его роль как органа самоуправления. Собираясь исключительно по указанию старосты или других должностных лиц, сельский сход перестал играть роль своеобразной школы для молодежи, перестал быть ареной для народных певцов и сказителей, перестал исполнять судебные функции. Поэтому представляется неправомерным употребление термина «ныхас» для сельского схода пореформенного времени. Гораздо точнее выражает суть этого органа термин «æмбырд», т.е. сход, собрание.
Тем не менее, длительное сохранение этого института говорит о его необходимости и жизненной важности. Он продолжал действовать, адаптируясь к условиям и требованиям новой жизни. С развитием буржуазных отношений в осетинском селе сельский сход приобретает качественно новые функции: сдача земли в аренду, обеспечение связи сельского общества с рынками города Владикавказа и железнодорожными станциями посредством строительства дорог, учреждение сельских банков и общественных амбарных магазинов, участие в различного рода кредитных учреждениях, проблема семейных разделов и т.д. Развитие в селе капиталистических отношений определяло и характер деятельности старост и других должностных лиц, сельских правлений, в обязанности которых входило надзирание за торговыми заведениями, за верностью весов и мер, взыскание долгов в сельские суммы, составление долговых ведомостей, сметы с общественных доходов и расходов, ответственность за общественные запасные хлебные амбары, организация публичных торгов, оформление документации отходникам и т.п. Менялся состав должностных лиц, их стали выбирать из числа местных кулаков, купцов, лавочников и ростовщиков.
Таким образом, соционормативная культура в пореформенном осетинском селе определялась уровнем социально-экономического развития и характеризовалась сложным сочетанием традиционных форм и нарождавшихся новых отношений.