Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Читинская область, расположенная на юго-востоке Сибири, занимает площадь 431,5 тыс. кв.км. Численность населения, по предварительным результатам последней переписи, составляет 1 млн. 156,2 тыс. человек. Соотношение городского и сельского населения - 65,7% и 34,3% соответственно. Административный центр области - город Чита (314,3 тыс. человек).

«Область располагает мощным минерально-сырьевым потенциалом и уникальным по разнообразию и объёмам запасом полезных ископаемых. В недрах земли хранится 38% разведанных запасов плавикового шпата, 31% циркония, 21 % меди, 27% молибдена, 18% титана, 16% серебра, кроме того, много свинца, золота, вольфрама, олова, лития, цинка, железных руд, угля и др.»(1). В области много озёр, рек, есть уникальные заказники. Разнообразен животный и растительный мир, прекрасные условия для развития туризма.

Но при всём этом богатстве социально-экономическое положение жителей области остаётся плачевным. По большинству показателей жизненного уровня жизни населения, таких как цены, уровень заработных плат, пенсий, обеспеченности жильём и медицинским обслуживанием, область занимает одно из последних мест среди регионов России. Из-за этого постоянно снижается численность населения.

Хотя область обладает большим экономическим потенциалом и по инвестиционной ривлекательности, определяемой природными ресурсами, область стоит на 14 месте в Российской Федерации (по данным журнала «Эксперт»), но реальных инвестиций почти нет.

«По стоимости фиксированного набора товаров и услуг (105 % к среднероссийской), Читинская область самая дорогая. Полную характеристику области дополняет пассивность власти и высокий уровень криминогенности (особенно по показателям преступности и коррумпированности)»(1).

Что касается информационного пространства области, то можно отметить, что средства массовой коммуникации находятся на невысоком уровне развития, недостаточно эффективны и стабильны. Многие районы области не имеют достаточного доступа к телевизионным, радио - каналам и прессе. В Административном центре области, г.Чите, действуют около 5 центральных телеканалов и только 2 местных, один из которых (ЧГТРК)- принадлежит Читинской Областной Думе, а второй («Альтес»)- частично Городской Думе. Независимых от власти газет в области почти нет (исключение - областная независимая газета «Экстра»).

Все эти факторы в совокупности приводят к тому, что в период предвыборной кампании, большая часть населения (особенно жители отдалённых районов), не имеет доступа к информации о кандидатах, не может реально оценить их достоинства и недостатки, а делает выводы, в основном, по агитационным листовкам и письмам, которые не всегда сработаны качественно.

Но, помимо всего перечисленного, на результаты выборов влияет и многое другое:

  1. Население Читинской области достаточно консервативно в своих взглядах и применение новых, интересных PR- технологий зачастую даёт прямо противоположный результат. Поэтому практически во всех кампаниях "...используется стандартный набор агитационных, медийных, митинговых и PR-средств (массированный вброс листовок, газет, информационных бюллетеней, проведение культурно-массовых мероприятий, пресс- конференций и собраний, наружная политическая реклама и прокат видео-, аудио-роликов...")(3). Но такая кампания становится неинтересной, лишенной интриги, что приводит к низкой явке на избирательные участки.
  2. В области очень велико влияние административного ресурса, сопровождающееся привлечением огромных финансовых средств, что делает «...других кандидатов неконкурентоспособными, приводит к социальной апатии населения и создаёт огромное электоральное пространство с легко прогнозируемым поведением...»(2).
  3. На территории Читинской области расположен самый крупный Сибирский Военный Округ, следовательно, большой процент избирателей составляют военнослужащие (офицеры и солдаты срочной службы). Т.к. агитация на территории воинских частей запрещена, то фактически военнослужащие срочной службы лишены права на получение предвыборной информации и затем голосуют за тех кандидатов и политические партии, которые им «настоятельно рекомендуются».

Сложившаяся в области ситуация несомненно влияет на качество жизни населения, и потому, требует изменений. Но преодолеть этот кризис «...можно лишь при содействии власти, общества и СМИ, при грамотной и корректной политике изменения социальных стереотипов по отношению населения к выборам и непосредственно к власти...»(4) . А также с помощью разработки новых эффективных PR-методик, опирающихся на особенности менталитета забайкальцев и, наконец, при привлечении молодых журналистов и специалистов по связям с общественностью к этой работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А. Крылов- статья «Избиратели верят всё меньше, но власть не сдаётся» |журнал «Stringer» (29.09 - 10.10.2003)|
  2. В.А. Моисеев. PR - теория и практика. - М.: «ООО ИКФ Омега-Л», 2001.
  3. А.Н. Чумиков, К.В. Бочаров. Public Relations. - М.: Дело,2003.
  4. А.Н. Чумиков. Связи с общественностью. - М.: Дело, 2000.