Наличие дисциркуляторных расстройств в состоянии кровообращения у призывников с хронической патологией мочи и каловыделения не вызывает сомнений, что подтверждается многочисленными исследованиями этиологии, патогенеза и лечения энуреза у детей и подростков (Вишневский Е.Л., Лоран О.Б. 2003, 2004 гг, Коровина Н.А. с соавт. 2003-2004 гг).
Считается, что основным фактором определяющим артериовенозные расстройства является гипоксическо-ишемические нарушения в мочевом пузыре и почках, что приводит к появлению патологии акта мочеиспускания(Вишневский Е.Л., Гельдт В.Г., 2002 г.).
В связи с этим целью настоящей работы являлось изучение состояния венозной гемодинамики у призывников с энурезом, проходивших экспертное обследование.
Под наблюдением находилось 80 пациентов в возрасте от 16 до 22 лет.
При проведении исследования использовались следующие методы:
- клинические данные соматического анамнеза, время возникновения заболевания, его течение.
- лабораторное обследование: общий анализ крови, мочи, исследования мочи по Зимницкому, Нечипоренко, биохимическое исследование крови, включая определение уровня щелочной фосфатазы, лактат дегидрогенезы.
- допплерогрофию почечных вен и сегментарной почечной артерии, рентгенографию позвоночника, пояснично-крестцового отдела.
- экстреторную урографию с нисходящей цистографией, урофлоуметрию, по показаниям.
Исследование проводилось в стационарных условиях у больных со сроком возникновения заболевания не менее 3-х лет (по данным анамнеза и медицинской документации).
Результаты и их обсуждение
Все наблюдаемые призывники были разделены на две группы: 36(45%) пациентов, у которых диагноз энурез был подтвержден клинически и экспертно, и вторая - 44(55%), у которых ночное недержание мочи не было установлено.
Данные анамнеза показали, что у 65% призывников энурез появился с рождения и протекал в тяжелой и средней тяжести форме. 27 пациентов в течении 3-10 лет проходили амбулаторное и стационарное лечение у невролога и уролога. На момент обследования тяжелая форма энуреза отмечалась у 2 призывников, средняя степень тяжести (недержание мочи 2-3 раза в неделю) - у 7 и легкое течение (1 раз в неделю и реже) - у 71 пациента.
В группе (условно здоровые) различная патология была выявлена у 42 пациентов: в ее структуре преобладали: Spina Bifida S1-S2- у 28; везикоптоз - I-II степени - у 8, их сочетание - у 3, нефроптоз I-II степени - у 2 больных. Урологически и соматически здоровыми были признаны 2 подростка.
По данным ЭЭГ, у призывников данной группы очаговых, эпилептических и пароксизмальных форм эпиактивности не было зарегистрировано, лишь у 2 обследованных отмечались умеренно выраженные общемозговые изменения.
Наследственная отягощенность на энурез была выявлена у 3 пациентов. По оценке биохимических анализов крови отклонений от нормы не отмечалось: креатинин 78,3±6,3 мк моль/л, мочевина 5,3±0,4 ммоль/л, лактат дегидрогенеза 254,3±26,8 Ед/л, щелочная фосфатаза 175,3±15,8 Ед/л.
Показатели допплерографии почечных вен показали некоторую ассиметрию в размерах сосудов и в состоянии гемодинамики: правая почечная вена Vmax=21,6±0,98 см/ск, TAМX=21,3±1,7 см/ск, диаметр сосуда составил d=6,9±0,47 мм; левая почечная вена: Vmax=28,4±1,6 см/ск, TАМХ=18,6±1,9 см/ск, диаметр сосуда составил d=5,4±0,6 мм.
Кроме того, мы провели анализ гемодинамики в междолевой артерии - сосуде переходного уровня, позволяющего оценить регионарное и местное кровообращение.
В правой междолевой артерии показатели крови не отличались от возрастной нормы, кроме индекса резистентности, который был достоверно ниже, чем в контрольной группе: IR=0,574±0,012 (Р<0,02).
В I группе пациентов, у которых диагноз энуреза был клинически подтвержден на основании комплексных данных, наследственная отягощенность (достоверно установлено) отмечалась у 15 пациентов. Клиническое обследование выявило меньшую степень распространенности уронефрологической патологии: нефроптоз I-II степени отмечен у 6 пациентов, везикоптоз I-II степени у 4 пациентов, Spina Bifida S1-S2- у 24, аномалии развития почек у 1, хронический неспецифический уретрит - у 2, отсутствие какой-либо соматической патологии отмечалось у 12 обследованных.
По данным ЭЭГ умеренное изменение биоэлектрической активности мозга регуляторного характера было выявлено у 8 призывников.
Показатели биохимического анализа крови составили: лактат дегидрогенеза 328,6±29,4 Ед/л, щелочная фосфатаза 547,6±43,4 Ед/л, других изменений нами не установлено. Они были достоверно выше, чем в группе здоровых призывников (Р<0,001)
Показатели допплерографии в правой почечной вене составили: Vmax = 29,6 ± 0,47 см/ск, TАМХ = 20см/ск; диаметр сосуда d = 4,2±0,28мм; в левой почечной вене: Vmax = 17,6 ± 1,3 см/ск, TАМХ =1 1,5 ± 0,56см/ск, d=4,3±0,39мм.
В междолевых артериях достоверных различий в состоянии гемодинамики между I и II группами нами установлено не было, кроме показателей индекса резистентности : он составил: IR слева: 0,610±0.009; IR справа: 0,625±0,012 (Р<0,02).
Проведенное комплекное исследование, диагностика, экспертиза показали неоднородность обследованных больных. Состояние венозной гемодинамики показывает наличие ассиметрии кровообращения в левой и правой почках, что подтверждается различными диаметрами почечных сосудов.
Причем у больных 1 группы с подтвержденным диагнозом энуреза - отмечалось усиление почечного кровотока - справа, а во II группе - слева (Р<0,05).
Уровень щелочной фосфатазы и лактат дегидрогенеза у призывников I группы достоверно выше, чем у пациентов II группы (P<0.001).
Состояние ЭЭГ не может быть частью экспертного заключения у больных данного профиля.
Таким образом, при проведении экспертизы заболевания необходимо в протоколах обследования включать ультразвуковые исследования почек для изучения нарушений венозной, а в ряде случаев и артериальной гемодинамики.
Показатели ассиметрии кровообращения и уровня TАМХ и IR могут подтвердить наличие хронического расстройства гемодинамики и мочеиспускания, что должно учитываться при составлении экспертного заключения при освидетельствовании призывников.