Изучение частоты встречаемости социально-психологических влияний при СДВГ проводилось при многоцентровом одномоментном исследовании «Поведенческие особенности ребенка» в 2002-2006 гг. в 9 городах, областных и районных центрах Российской Федерации - Андреаполь (Тверская обл.), Калуга, Кемерово, Сафоново (Смоленская обл.), Сергиев Посад (Московская обл.), Смоленск, Череповец, Якутск, Ярославль. Обследование проводилось методом добровольного сплошного анкетирования с учетом рекомендаций МОПБГ.
Объектом исследования были дети, информация о которых собиралась при опросе членов их семьи (мать, отец, бабушка, дедушка). В каждом областном центре было опрошено не менее двухсот семей, районном - не менее ста. Отбор семей производился случайным образом.
В качестве исследуемых явлений были оценены:
- наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, о чем судили на основании особенностей поведения детей (наличие дефицита внимания, гиперактивности, импульсивности);
- ведущие механизмы СДВГ (генетический, морфо-функциональные нарушения, социальные факторы).
Установлено, что социально-психологические факторы принимают участие в формировании СДВГ у 97,1% (67) детей городов. Причем статистически значимой зависимости между численностью населения городов и частотой воздействия данных факторов не выявлено. Наиболее интересные данные, полученные при анкетировании представлены в таблице №1.
Таблица 1. Сравнительные динамические характеристики некоторых социальнопсихологических влияний у детей с СДВГ
Изучаемые параметры |
Семьи без детей с СДВГ |
Семьи детей с СДВГ |
||
Абс.число |
% |
Абс.число |
% |
|
Вертикальные стрессоры
|
121
112 |
8
7 |
16
18 |
23
26 |
Горизонтальные стрессоры
|
704 343 |
46 22 |
31 21 |
45 30 |
Частые семейные конфликты |
807 |
53 |
153 |
77 |
Таким образом, сравнительным исследованием, проводимым на многочисленной выборке, установлена значимость влияния социально-психологической среды на детей, которые особенно чувствительны к таким воздействиям в критические возрастные периоды. В этой связи нам хотелось бы обратить внимание на необходимость создания реальной, эффективной действующей системы помощи детям с СДВГ и из группы риска по его развитию.