По мнению В.А.Корнева, принципиальных отличий в генезисе структур чехла северных и центральных районов Западной Сибири нет. Отличие заключается лишь в интенсивности тектонических процессов амплитуде тектонических структур на севере и юге Западно-Сибирской плиты [1].
Одним из главных факторов, определяющих нефтегазоносность, т.е.количествои качество коллекторов, является тектоника. Многие исследователи - В.А.Корнев, В.Ф.Никонов и др.[1,4], а также авторы данной работы разделяют мнение о том, что интенсивность геодинамики и струкутра фундамента находятся в определенной взаимозависимости и что в этом отношении фундамент выступает «как важный геологический фактор, управляющий нефтегазоносностью».
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению исследуемой территории, хочется подчеркнуть роль глубинных разломов в тектоническом строении Западной Сибири. Этот вопрос рассматривается многими авторами применительно к другим регионам мира. Отмечается значение новейшей тектонической активности, когда происходит обновление древних и появление новых тектонических нарушений, проникающих в юрские и неокомские отложения. Сегодня очевидно, что почти все известные скопления углеводородов в фундаменте расположены вблизи крупных разломов и связаны с зонами трещиноватости.
Промышленные скопления нефти и газа приурочены к многократно активизировавшейся системе дизъюнктивных нарушений, заложившейся на ранних этапах консолидации фундамента. Решающая роль при этом принадлежит современной активности. Участки улучшенных коллекторов связаны с областями максимальной трещиноватости в районе действия молодых или обновленных разломов, по которым поднимаются глубинные гидротермальные растворы, способствующие образованию зон разуплотнения. Наиболее благоприятными являются деформации растяжения, проявляющиеся в первую очередь при образовании выступов фундамента и сопровождающиеся разрывными нарушениями типа сбросов.
Наличие пород-покрышек, коллекторов и разрывных нарушенией в совокупности с геодинамической активностью являются благоприятным условием формирования залежей нефти и газа. Глубинные разломы служат путями вертикальной миграции газообразных агрегатов и гидротермальных растворов из магмы к кровле фундамента и далее в осадочный чехол.
Одним из новых направлений поиска залежей в породах фундамента является изучение прогибов, сложенных тафрогенным вулканогенно-осадочным комплексом пород триасового, пермско-триасового и пермского возраста. Промышленная нефтеносность из подобных объектов выявлена на Рогожниковской, Хохряковской, Северо-Даниловской и других площадях.
Рогожниковское месторождение расположено на границе Красноленинского свода и Фроловской геовпадины в зоне влияния крупного глубинного разлома, разделяющего Уват-Ханты-Мансийский срединный массив и Уральскую складчатую систему. На исследуемом участке по данным грави- и магниторазведки, а также по материалам сейсморазведки(Т.А.Цимбалюк, 2005г.) широко развиты многочисленные тектонические нарушения и разломы, разграничивающие крупные блоки фундамента и осложняющие строение орточехла. Вдоль разломов происходили движения блоков фундамента с проявлением вулканизма в наиболее активные тектонические этапы триасового времени [5].
По мнению С.В.Архипова, А.Ю.Батурина и др. [6] вулканизм относится к линейному типу извержения, когда проникновение магмы на земную поверхность происходило по трещинам глубинных разломов. При линейном типе извержения вулканическая деятельность сосредоточивалась в отдельных участках трещины с образованием целого ряда небольших вулканов, которые впоследствии могли концентрироваться на каком-нибудь участке трещины с образованием центрального вулкана.
Кроме проявлений вулканизма изучаемая нами зона характеризуется наличием крупной гранитной интрузии, формирующей Красноленинский выступ. Существует тесная связь между вулканическими и плутоническими образованиями. По трещинам, рассекающим кровлю магматического очага, магма поднималась на поверхность и таким образом питала вулканы.
Продукты извержения, как считают С.В.Архипов и др. [6], скапливались в неглубокой впадине, которая по мере формирования эффузивных образований постепенно прогибалась. Х.Раст отмечал, что подобные вулканогенно-тектонические депрессии, ограниченные подводящими трещинами, в доисторическую эпоху были широко распространены [7].
После завершения активной стадии вулканической деятельности к началу Доггера (средняя юра) изучаемая территория представляла собой участок суши, подвергавшийся интенсивной денудации с образованием кор выветривания. Однако проявление тектонических процессов на этом не закончилось. Вдоль глубинных разломов в палеогене произошли смещения блоков доюрского основания и связанных с ними отложений осадочного чехла. Подавляющее число исследователей Западной Сибири полагают, что коллекторские свойства и нефтенасыщение вулканитов определяются структурно-текстурными характеристиками пород и их эпигенетической преобразованностью. Основная масса углеводородов аккумулирована в кавернозно-поровом пространстве коллекторов, но эффективность их основывается на микро- и макротрещиноватости. Главную роль в формировании коллектора играет разветвленная система локальных тектонических нарушений.
Реже встречаются зоны глубокой деструкции. Территориально они, видимо, совпадают с положением палеовулканов и являлись питающими их каналами. Такие участки характеризуются повышенной пластовой температурой. Замеренная температура в кровельной части триаса превышает 100°С [8]. Другие исследователи - Г.А.Куриленкова и И.М.Усманов (2009г.)также утверждают, что для рифтогенных структур помимо интенсивного эффузивного магматизма характерны аномально высокие тепловой и флюидный потоки, которые проявляются кумулятивно, главным образом в зонах разломов - основных каналов для поступления газов, флюидов и гидротерм [5].
Таким образом, на примере Рогожниковского месторождения, которое является образцом месторождения с нетрадиционными коллекторами, нами рассмотрены особенности его геологического строения.Мы убеждены, что наличие глубинных разломов определило формирование залежей углеводородов не только в вулканогенном комплексе, но и в покрывающих его юрских и меловых дельтовых, аллювиально-морских и других парагенетических отложениях позднего мезозоя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Корнев В.А. Разработка региональной сейсмогеологической основы для планирования и проектирования геологоразведочных работ по территории деятельности ОАО «Сургутнефтегаз». - ЗАО «Континентальная геофизическая компания». - ОАО «Хантымансийскгеофизика». - Центр по анализугеолого-геофизической информации (ЦАГГИ). - Тюмень. - 2001, 285с.
- Тимурзиев А.И., Гогоненков Г.Н. Структурно-тектоническая характеристика фундамента сдвиговых зон на примере Еты-Пуровского вала. // Геология нефти и газа. - 2007. - №6 -
с.2-10. - Гогоненков Г.Н., Кашик А.С., Тимурзиев А.И. Горизонтальные сдвиги фундамента Западной Сибири. - Тюмень, 2007. - №3 - с.3-11
- Никонов В.Ф., Санин В.П., Медведев Н.Я., Кос И.М. Геотектоническое районирование фундамента и чехла в свете современных данных и закономерности распространения залежей нефти и газа Сургутского свода и прилегающих территорий. Пути реализации нефтегазового потенциала ХМАО (Материалы первой научно-практической конференции). - Ханты-Мансийск. - 1998. - 150с.
- Цимбалюк Т.А. Информация сейсморазведочной партии о трехмерной сейсморазведке на Рогожниковском лицензионном участке в сезон 2004-2005г.г.- ЗАО «Континентальная геофизическая компания» ОАО «Хантымансийскгеофизика», ЦАГГИ..Тюмень, - 2005г. 115с.
- Архипов С.В., Батурин А.Ю., Иванова Н.Н. Строение и условия формирования вулканогенных отложений Рогожниковского месторождения.// Нефтяное хозяйство. - 2006. - №4 - с.22-25.
- Раст Х. Вулканы и вулканизм. - М.:Мир. - 1982. - 344с.
- Куриленкова Г.А., Усманов И.Ш. и др. О перспективах нефтегазоносности глубоких горизонтов территории деятельности ОАО «Сургутнефтегаз».//Пути реализации нефтегазового потенциала Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Том 1(Одиннадцатая научно-практическая конференция). Под редакцией Карасева В.И., Шпильмана А.В., Волкова В.А. - Ханты-Мансийск, 2008, с.114-121.