Традиционно проблемами мышления и логическими законами в них занимаются философия и психология (рассматриваемая в недавнем прошлом у нас в стране как часть философии). Поэтому вопросы качества преподавания математики и тех сведений, которые внушаются студентам преподавательским составом, следует, по-видимому, рассматривать и оценивать, прежде всего, с психологической точки зрения и лишь потом с профессиональной точки зрения. Итак, есть два вида качества: одно качество, которое может быть измерено количеством (так называемая количественная теория качества), и другое качество, которое само по себе является качеством и может быть воспринято и оценено только психологически (с помощью ощущений и процессов восприятия, доходящих в своем утончении до уровня мышления и медитации). Тем самым мы признаем двойственную природу бытия: бытие вне нас и бытие в нас (или через нас). Обе эти гносеологические категории чрезвычайно важны в деле преподавания научных дисциплин вообще и математических научных предметов в частности. В этой работе мы собираемся показать, что хотя два вида качества (и соответственно две ипостаси бытия) в идеале предназначены быть равными друг другу, все же в отдельные моменты ветвления процессов восприятия эти два качества могут существенно расходиться друг с другом, внешне оставаясь похожими друг на друга. Подобные тонкие различия в восприятии и оценке различных гносеологических объектов играют, как оказывается, весьма значительную роль как в обучении учащихся, так и в преподавании, и в научном поиске в области тех или иных научных дисциплин. Особенно важны эти психологические факторы в математическом образовании студентов, привыкших безоговорочно доверять официальным версиям математического знания.
Рассмотрим теперь вопиющий пример несоответствия педагогических установок современной математической высшей школы истинному, т.е. независимому, математическому образованию. Речь пойдет о самой популярной и самой загадочной в истории математики задаче, а именно, о Великой (она же Большая или Последняя) теореме Ферма. Эта теорема, доступная по своей формулировке даже школьникам средних классов, приобрела печальную известность среди корифеев математической науки из-за того, что все их попытки решить в общем виде эту математическую задачу оканчивались полным провалом [3]. Но вместо того, чтобы поразмышлять о причинах неудач в деле доказательства теоремы Ферма, официальные математики, т.е. те, на кого возложена государством обязанность математического просвещения в стране, пошли по другому пути - по пути фальсификации и замалчивания имеющихся независимых научных данных в угоду собственному ученому самолюбию. Причем этот нравственный дефект приобрел в настоящее время характер некой психологической пандемии, поразившей стройные ряды элитарной корпоративной математики [4], и добавим, не только математики [5].
Вот цитата из книги известного российского изобретателя и ученого Е.Б.Чижова «Время как относительное пространство» М. 2005, заимствованная им из книги Б.Босса «Интуиция и математика» М. 2003: «Кое-кто утверждает, что ОТО (а некоторые добавляют: и СТО) - самая большая ошибка ХХ века... Но даже если ошибка, то она сейчас так отшлифована, что лучше всякой правды. К тому же, еще неизвестно, от чего больше пользы». Это верно. Как говорится, на ошибках и учимся. Но если в результате подобных ошибок человеческая цивилизация движется к пропасти небытия, то самое время срочно задуматься над тем, как исправить свое ментальное зрение, чтобы избавиться от научного гипноза тех, «кого уж нет, а те далече», т.е. находящихся вне досягаемости суда истории. Конечно, метафизическое отношение к объективной реальности [6] не исключает прогрессивного и углубленного понимания окружающего нас мира, но в то же время оно может привести и к устойчивому иллюзорному восприятию действительности, если каждый шаг в познавательной деятельности не будет сверяться с реакцией Природы на наши не совсем гуманные или даже совсем негуманные действия по отношению к ней и к самим себе. Поэтому так важно вовремя уберечь неокрепшую психику подрастающих поколений от агрессивного навязывания непроверенных и плохо понятых гипотез, выдаваемых недобросовестными учеными за истину в последней инстанции.
Но что мы видим в современном образовании, начиная со школьного ? Это никем не контролируемое и лукавое воздействие на учащуюся молодежь со стороны представителей большой науки, вообразивших себя демиургами вселенной и окруживших себя стеной почтения к их сомнительным разработкам. Конечно, не все известные ученые столь амбициозны и безответственны, однако целая армия подобострастных волонтеров корпоративного фронта делает из модных научных гипотез неплохой бизнес, издавая, например, школьные учебники по физике с популярными изложениями теории относительности или рассказывая детям о великих достижениях математиков, которых, к сожалению, никто не может понять [7]. Дело дошло до того, что из современных пропиаренных теорий изготавливаются даже сказки для дошкольников, распространяемые масс-медиа [8].
После такой обработки школьного сознания молодому человеку, поступившему в вуз и предполагающему в дальнейшем заняться наукой, очень трудно будет критически осмыслить свое профессиональное обучение, по инерции доверчиво воспринимая все, что ему рассказывается в соответствии с утвержденной программой. Такое положение вещей усугубляется еще и тем, что «в помощь» учащейся молодежи выпускаются учебные пособия, внушающие непререкаемость мнения больших ученых и незыблемость установленных ими истин, которые в некоторых случаях оказываются просто элементарной ошибкой. Наиболее ярким примером этому может служить перевод книги канадского профессора П.Рибенбойма [9], прославляющей ошибочное доказательство Великой теоремы Ферма, осуществленное группой математиков на Западе. Однако совсем уж обескураживающим фактом в этой истории является то, что это одиозное издание было подготовлено, по-видимому, преподавателями из Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова под руководством декана механико-математического факультета МГУ при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
Или вот еще один случай. Московский Центр Непрерывного Математического Образования решил выпустить по горячим новостям с Запада перевод книги С.Сингха [10], представляющей собой дилетантский восторженный взгляд на математические подвиги западных математиков. Опять-таки искреннее удивление вызывает то обстоятельство, что эта книга была издана в таком серьезном и авторитетном учреждении, как МЦНМО. Или взять хотя бы молодежный физико-математический журнал «Квант», опубликовавший провокационную статью профессора математики МГУ, внушающую читателям идею о будто бы полном и окончательном решении проблемы Ферма [11].
Таким образом, из всего того, что было изложено выше, можно сделать следующий вывод. Для того, чтобы школьное и вузовское обучение было эффективным и продуктивным для науки, необходимо в перспективе предусмотреть возможность контроля и оценки качества преподавания как математики, так и других основных дисциплин, с одновременным воспитанием у учащихся навыков творческого овладения своей научной профессией. Творческое овладение профессией предполагает не только хорошее формальное знание предмета, но, главным образом, критически взвешенное и непредубежденное осмысление какой-либо научной деятельности. А для этого надо знать и применять психологические законы независимого мышления и творчества (в качестве примера см. [12]). Здесь главное правило, как и в жизни, гласит: «не доверяй, а проверяй», потому что высокий статус начальства в иерархии элит, управляющих обществом, - это еще не повод для того, чтобы безоглядно верить каким-либо авторитетам. Тем более, что на современном этапе человеческой цивилизации фундаментальная наука находится в состоянии глубочайшего мировоззренческого коллапса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Табишев Т.А. Качество профессиональной математической деятельности студентов вузов - Научное обозрение. М.: Наука 2009 № 2, 160-165. ISSN 1815-4972.
- Петров Ю.А., Захаров А.А. Общая методология мышления (для тех, кто хочет качественно написать диссертацию). М. 2006. ISBN 5-85133-019-8.
- Ивлиев Ю.А. Величайшая научная афера ХХ века: «доказательство» Последней теоремы Ферма - Естественные и технические науки (раздел «История и методология математики») 2007 № 4 (30), 34-48. ISSN 1684-2626.
- Ивлиев Ю.А. Ошибочное доказательство Уайлса Великой теоремы Ферма - Фундаментальные исследования (раздел «Физико-математические науки») 2008 № 3, 13-16. ISSN 1812-7339.
- Мухин Ю. О чем сыр-бор - в кн. В. Бояринцева Антиэйнштейн. Главный миф ХХ века. М.: Яуза 2005, 5-22. ISBN 5-87849-181-8.
- Владимиров Ю. Метафизика. М.: Бином 2002. ISBN 5-94774-038-9.
- Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. М.: Аванта + 1998, 173-174. ISBN 5-89501-001-6.
- Люси и Стивен Хокинг Джордж и Тайны Вселенной. М.: Детское издательство «Розовый жираф» 2008. ISBN 978-5-903497-13-3.
- Рибенбойм П. Последняя теорема Ферма для любителей. Пер. с англ. под ред. В.Н.Чубарикова. М.: Мир 2003. ISBN 5-03003400-5.
- Сингх С. Великая теорема Ферма. История загадки, которая занимала лучшие умы мира на протяжении 358 лет. Пер. с англ. Ю.А.Данилова. М.: МЦНМО 2000. ISBN 1-85702-521-0.
- Соловьев Ю.П. Гипотеза Таниямы и последняя теорема Ферма - Квант 1999 № 4, 3-6. ISSN 0130-2221.
- Ивлиев Ю.А. Великая теорема Ферма и современные математические науки - Научное обозрение. М.: Наука 2009 № 2, 53-55. ISSN 1815-4972.