Существует два доминирующих подхода к моделированию компетенций: модели компетенций, сфокусированные либо на способностях выполнять работу (ability-centered models), либо на ее результате (outcome-centered models). Исходя из этого, выделяются модели компетенций двух видов: 1) функциональная (профессиональная) - перечисляет те функции, которые необходимо выполнять сотрудникам для успешного достижения целей профессиональной деятельности; 2) личностная - показывает, какими личными качествами должны обладать сотрудники для успешного достижения целей профессиональной деятельности.
Ориентирами для отбора и описания компетенций профессии, перечень которых определяет успешность профессиональной деятельности, являются понимание современной профессиональной деятельности, мнение работодателей, анализ имеющихся нормативных документов, а также анализ зарубежного опыта оценки компетентности работников и выпускников образовательных учреждений.
Современные выпускники факультетов музыкально-педагогического профиля в основном ориентированы на традиционные виды и формы профессиональной деятельности. Однако в условиях многовариантности и конъюнктурности растет потребность в поиске новых, социально обусловленных направлений профессиональной подготовки специалистов в области музыкального искусства и образования.
Необходимость подготовки выпускника, умеющего решать профессиональные задачи в области музыкального искусства и образования в контексте современной теории менеджмента, способствовала открытию на базе Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена нового профиля Государственного образовательного стандарта ВПО направления «Художественное образование» - «050614 - Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании».
Основной целью образовательной программы по профилю «Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании» является содействие становлению профессиональной компетентности бакалавров художественного образования в области осуществления управленческой деятельности в изменившихся социально-экономических условиях.
Выпускник, получивший квалификацию бакалавра художественного образования по профилю «Менеджмент в музыкальном искусстве и образовании», подготовлен к выполнению профессиональных функций в области музыкально-исполнительской и управленческой деятельности в организациях всех форм собственности. Данная подготовка предполагает овладение необходимым комплексом программ, ведущих к успешному освоению следующих видов деятельности: исполнительская, управленческая, организационная, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультативная.
В содержание подготовки бакалавра данного профиля включены следующие направления:
- основные виды исполнительской деятельности музыканта;
- основы классического менеджмента и маркетинга;
- управление персоналом и разработка управленческих решений;
- технологии межличностного общения и управленческой коммуникации;
- основы содержания и управления учреждений музыкальной культуры и образования;
- технологии организации музыкально-просветительской и концертной деятельности.
При этом выпускник, освоивший данную образовательную программу, компетентен в профессиональной деятельности в качестве:
- организатора и руководителя основным и дополнительным музыкальным образованием;
- организатора и руководителя культурно-просветительской деятельностью;
- руководителя музыкальных коллективов различного состава и сольных исполнителей;
- менеджера-администратора учреждений и отделов музыкальной культуры и образования всех уровней.
Дисциплины профильной подготовки направлены на формирование у студентов системного представления о теоретических и практических основах менеджмента; изучение учреждения как объекта управления и выработку у студентов собственной управленческой концепции, как основы эффективного менеджмента в системе музыкального искусства и образования; усвоение теоретических основ в области организации делопроизводства и финансово-хозяйственной деятельности учреждения искусства и образования, а также на формирование организационной и управленческой культуры; формирование системного представления о теоретических и практических основах маркетинга и возможностях использования маркетинговых технологий в комплексе художественно-исполнительской деятельности.
Существенную роль в подготовке выпускника выполняют различные виды практик, основными задачами которых является:
- изучение современного состояния, передового и нетрадиционного опыта (новые педагогические системы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные и вариативные программы) в учреждениях общего и дополнительного музыкального образования;
- формирование творческого мышления, исследовательского подхода к профессиональной деятельности;
- изучение личности ребенка и педагогического коллектива с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;
- изучение структуры и специфики работы учреждений образования, культуры и искусства (изучение документов, определяющих деятельность данных учреждений как юридических лиц; знакомство с педагогическими традициями учреждений; знакомство с работой администрации учреждений);
- проведение учебно-воспитательных и культурно-просветительских мероприятий;
- разработка и осуществление совместно с администрацией образовательного учреждения проекта решения выбранной управленческой проблемы.
Таким образом, изучение основ менеджмента и маркетинга в сфере музыкального искусства не только входит составной частью в комплекс программ профессиональной подготовки бакалавров данного профиля, но и формирует у студентов системное представление о теоретических и практических основах маркетинга и возможностях использования маркетинговых технологий в комплексе художественной и музыкально-исполнительской деятельности.