Качество подготовки специалистов для зарубежных стран закладывается на этапе предвузовской подготовки иностранных учащихся. Обучение за рубежом начинается для иностранцев с периода адаптационных процессов. Период адаптации студентов, пребывающих на обучение - длительный и сложный. Он включает в себя множество аспектов: приспособление к новой социокультурной среде, другим климатическим условиям, иному временному поясу, к новой образовательной системе, языку общения, интернациональному составу учебных групп и другие. Рассматривая проблемы обучения иностранных студентов в российских вузах необходимо отметить, что малое время обучения, неравномерный приезда студентов, параллельное изучение русского языка и специальных дисциплин, обилие предметов часто дезориентирует студентов, создаёт большую загруженность. Задача построения учебного процесса - обеспечить максимальную эффективность формирования знаний и умений учащихся с учётом особенностей образования в различных странах.
Это возможно при условии, что все изучаемые дисциплины полностью обеспечены учебно - методической литературой, как в бумажном, так и в электронном виде. Неотъемлемую часть учебно - методического комплекса курса составляет учебное пособие.
По общетеоретическим дисциплинам структура пособия, стиль изложения и язык отличаются от изданий для русских студентов:
- Содержание разделов должно соответствовать программе курса и обеспечить необходимую полноту знаний по изучаемой дисциплине. Объем пособия определяется количеством учебных часов, отведённых для аудиторной и самостоятельной работы.
- Иллюстративные примеры в пособии должны учитывать профиль обучения и обеспечивать междисциплинарную связь изучаемых дисциплин.
- Материал должен быть чётко структурирован и последовательно изложен. Пособие должно содержать терминологический словарь или лексический минимум.
- Особое внимание уделяется языку и стилю изложения. Изложение материала адаптировано с учётом программы по русскому языку. На первом этапе используются простейшие грамматические конструкции (не более пяти слов). Новые конструкции вводятся постепенно.
- Каждая тема сопровождается специальными упражнениями по использованию научного стиля речи. Задания по русскому языку включают систему упражнений направленную на формирование языковых знаний и предметно - речевых умений
- Обязательным компонентом пособия является комплекс контрольных вопросов и тестов, а также задания для самостоятельной работы, которые выполняют функцию закрепления и самоконтроля.
- Важное место при разработке учебного пособия, особенно для иностранных учащихся подготовительного отделения, отводится иллюстрациям. Они позволяют перевести текстовую информацию в визуально - образную форму. В процессе чтения студент должен образно представлять явление, предмет, процесс в виде его реального изображения или модели.
С учётом вышеприведённых рекомендаций в Тульском государственном университете разработано учебное пособие по курсу «Естествознание» для учащихся подготовительного отделения.
Познание окружающего мира, природы - это естественное стремление человека. В настоящее время современные технологии формируют новый образ жизни человека на основе естественнонаучных знаний. Изучение естествознания необходимо для студентов гуманитарных и экономических специальностей, так как они могут приложить принципы и законы естествознания к разнообразным сферам деятельности человека.
Естественнонаучное образование в современной цивилизации играет жизненно важную роль. Оно формирует у учащихся научную картину мира, учит мыслить, обеспечивает ему профессиональную квалификацию.
Автор пособия ставил перед собой ряд задач: познакомить студентов с историей естествознания и его современными положениями; сформировать у студентов - иностранцев начальную лексическую базу по естественным дисциплинам и естественнонаучную грамотность на русском языке.
В данном пособии рассматривается специфика естественнонаучного познания, основные этапы его развития, формируются основные идеи, характеризующие современную науку. Оно представляет собой совокупность избранных глав из естественнонаучных дисциплин: географии, геологии, экологии, астрономии, физики, химии объединённых межпредметными связями. Предлагаемые разделы пособия представляют необходимую и достаточную полноту предметных знаний для иностранных студентов подготовительного отделения. Так как оно предназначено для учащихся экономических и гуманитарных направлений: экономистов, юристов, психологов, социологов, лингвистов и других специалистов, то в нём при изложении разделов физики и химии не использованы сложные формулы, формулировки законов и правил, чтобы у студентов - гуманитариев повысить интерес к естественным наукам.
Наряду с обобщениями и анализом основных понятий разделы книги содержат конкретные примеры, справочный и информационный материал.
Пособие, кроме традиционного теоретического материала включает информацию об естественнонаучных аспектах обеспечения жизнедеятельности, о продлении жизни организма, о связи естествознания с экономикой, социологией, психологией, правом.
Для осуществления функции самообразования, выработке умения и навыков работы с текстовой информацией на русском языке пособие содержит тексты повышенной трудности, лингвистический словарь на русском языке и задания по русскому языку. В текстах, предложенных для самостоятельной работы, представлена информация о современных достижениях по физике, химии, экологии, астрономии, информация о Тульской области.
Задания по русскому языку включают систему упражнений от заучивания лексики и терминологии до построения предложений, выполнение предметных заданий; закрепление знаний по некоторым грамматическим и синтаксическим темам русого языка, например, сложные предложения, причастия, деепричастия, отглагольные существительные, глагольное управление.
Для проведения самоконтроля изучаемого материала, быстрой и качественной оценки уровня знаний по дисциплине учащимся предлагаются вопросы и тесты, как отдельно по каждому разделу, так и по всему курсу.
В результате работы по данному пособию учащиеся будут готовы в языковом плане к восприятию лекций по курсу «Концепции современного естествознания».
Данное пособие рекомендовано для иностранных учащихся и преподавателей, проводящих занятия с иностранными студентами. Оно может быть использовано для аудиторной и самостоятельной работы по естествознанию на подготовительном отделении.