Основой адекватной системы профориентационно-воспитательного процесса в центрах профессиональной ориентации и самоопределения (ЦПОС) является научный подход по селективно-фасилятивному отбору, пригодности и адаптации к определённым профессиям, задачами которого являются с одной стороны - помочь юному человеку точнее определить своё призвание, а с другой - обеспечить в регионе оптимальное распределение человеческих ресурсов.
В данном исследовании представлена теоретические и практические аспекты профильной компетентности старшеклассников в системе общего образования.
Сформированность профильной компетентности старшеклассника, которая выражается в его личностной готовности:
- испытывать потребность в выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения;
- ставить и корректировать соответствующие им ближние и дальние цели, использовать внешние и внутренние ресурсы;
- приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов;
- противостоять внешним манипулятивным воздействиям;
- стремиться к сохранению здорового образа жизни и укреплению психического и физического здоровья;
- владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда;
- запрашивать необходимую помощь специалистов.
Под личностной готовностью мы понимаем индивидуально-психологическую направленность на профессиональное самоопределение, на активную и эффективную самореализацию профессиональных умений и способностей, а также личностных качеств учащихся.
Психологическая теория профильной компетентности основана на методологических положениях принципа детерминизма, личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Существенное значение при этом будет иметь в будущем разработанность научной гуманистической парадигмы о том, какое место будет занимать профильная компетентность в учебном процессе, профессиональной деятельности.
Научный интерес сконцентрирован на исследовании профильной компетентности, через формирование личностной готовности к будущей профессиональной деятельности, ее структуры, компонентой представленности, критериях и уровнях, а также механизмах перехода, преобразования психических состояний в устойчивые профессионально-важные качества.
Личностная готовность представляет форму надстройки, системную реакцию на соответствующую реальную или прогнозируемую ситуацию, информационное содержание которой интегрируется в психический образ, обеспечивающий такую реакцию. Качество состояния определяется степенью его адекватности объективным условиям и содержанию выполнения деятельности. Личностная готовность включает следующие компоненты: мотивационный; познавательный; эмоциональный; волевой; коммуникативный; рефлексивный; креативный и др.
В перспективе не менее важной остается проблема психодиагностики и психокоррекции основных видов профильной готовности - это интеллектуальной готовности, волевой готовности и эмоциональной готовности, разработка средств и методов специфических компонентов данных видов готовности, что необходимо как для создания теории, так и для практических целей - контроля и коррекции профильной компетентностью, прогнозирования, оценки в решении задач профотбора, профессионального и личностного самоопределения, специальной психологической подготовки, обеспечения эффективности, успешности учебной деятельности и психического здоровья.
Методика исследований: тестовая методика «Профессиональная готовность» по А.П.Чернявской (2001г.).
Получены следующие результаты на 150 испытуемых профильных классов по диагностической методике «Профессиональная готовность». Анализ проводился дифференцировано на мальчиках и девочках. Результаты показали у мальчиков (по всей выборки) наиболее высокий процент по показателю автономности -37 %, тогда как у девочек наиболее высокий - 46 % по показателю эмоциональное отношение. По показателю планирование соответственно низкий процент -5% и 6%. Такой показатель как информированность в обеих группах - 0%.
Следовательно, и мальчики и девочки показали очень низкий показатель по информированности, что говорит о слабых знаниях профессиональной деятельности и соотношение её со своими личностными особенностями. Для девочек характерно эмоциональное отношение к разным профессиям и профессиональным группам. Высокий показатель эмоционального отношения при достаточном уровне по показателю принятия решения говорит о профессиональной зрелости к выбору будущей профессии, но с обязательной корректировкой умений планировать свою профессиональную жизнь и информированностью по профессиональному выбору. Для юношей с высоким показателем автономности в стремлении реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области при достаточном уровне по показателю принятия решения и эмоциональном отношении говорит также о профессиональной зрелости, но как и у девушек, с обязательной корректировкой умений планировать свою профессиональную жизнь и информированностью по профессиональному выбору.
В заключении следует отметить, что правильный выбор профессии не только определяет жизненный путь человека, но и способствует его личностному и профессиональному росту. Неправильный выбор профессии связан с моральной неудовлетворённостью, потерей активности, с расстройством здоровья, личностной и профессиональной деградацией.