В настоящем исследовании проведен сравнительный анализ особенностей реагирования гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы (ГГТС) на ранних этапах формирования ответной реакции организма на острое и пролонгированное стресс-воздействие.
Работа выполнена на 45 крысах-самцах линии Вистар массой тела 140-160 г. Забор материала для биохимического анализа производили через 10-15 секунд после нанесения на бедренно-поясничную область крыс однократного ноцицептивное воздействия силой 0,1 кг/с, не повреждающего кожных покровов и нижележащих тканей. Часть животных, подвергавшихся пролонгированному действию стресса путем применения серии ежедневных одномоментных стресс-воздействий, были взяты в исследование на 5-й день через 10-15 секунд после последнего стрессирования. Концентрацию в крови тиреотропного гормона (ТТГ), тироксина (Т4) и трийодтиронина (Т3) определяли радиоиммунологическим методом.
Тотчас после нанесения болевого воздействия отмечался выраженный подъем плазменного уровня Т4 и Т3 параллельно с увеличением в крови концентрации ТТГ. При пролонгированном стрессировании в сравнении с аналогичным периодом острого стресса не обнаружено сколько-нибудь существенных отличий в направленности стрессорной реакции со стороны ГГТС. Тем не менее наблюдаемые сдвиги в балансе тиреоидных гормонов у первых все-таки выражались, как правило, менее высокими цифрами. Так, при повторных стрессорных воздействий концентрация Т3 и Т4 в плазме крови относительно контроля повысилась соответственно в 2,5 и 1,3 раза (в группе крыс, перенесших острое действие стресс-фактора соответственно в 2,5 и 2 раза). На содержании ТТГ в крови пролонгированное влияние стресса не отражалось.
Таким образом, полученные результаты дают основание заключить, что цикл ежедневных одномоментных ноцицептивных воздействий, не устраняя стереотипного тиреоидного ответа, выявленного при остром стрессе, способствовал, по-видимому, усилению функций щитовидной железы за счет избыточной секреции ее основного физиологически активного продукта - трийодтиронина.