Понятие психологическая норма рассматривается как функциональный оптимум, который имеет свои ограничения, анализируются теоретико-методологические подходы изучения проблемы нормы. Они охватывают значительный срез во взаимоотношениях нормы и болезни и подтверждают свою пригодность на практике в целом ряде конкретных исследований.
У многих современных авторов (Ганнушкин П.Б.,1964; Дмитриева И.В., 1980; Ушаков Г.К., 1980; Лепшинский Л.А., Димов А.С.,1981; Смирнов В.К.,1983; Александровский Ю.А., Собчик Л.Н.,1986; Семичев С.Б.,1986; Запускалов С.В., Положий Б.С.,1991; Боев И.В.,1999) прослеживается существование промежуточных между нормой и болезнью состояний. Это находит признание в клинической практике в синдромальной диагностике и использовании таких терминов, как «практическое здоровье» или «норма» и «патология», в тех случаях, когда они употребляются в значениях, несколько отличающихся от понятий «здоровье» и «болезнь. Между нормой, понимаемой как идеальное состояние оптимального функционирования, и болезнью существуют промежуточные состояния, могущие включать в себя те или иные нарушения. По мнению ряда авторов, к таким состояниям относятся акцентуации личности. Существует точка зрения к определению акцентуации личности, которая является дисгармоничностью развития личности, гипертрофированности выраженности отдельных ее черт, что обуславливает уязвимость личности в отношении определенного вида воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях, ей присуща тенденция к особенному социально положительному или социально отрицательному развитию. Акцентуации характера составляют группу «повышенного риска», связанную с возможной социальной дезадаптацией, проявляющихся под воздействием определенных ситуаций. Различия между нормой и акцентуацией - с одной стороны, и между акцентуациями и психопатическими чертами, с другой, а также различия между патологическими проявлениями психиатрического регистра и вариантами субнормальной личности - весьма зыбки и нечетки. При попытке определить границы между этими категориями дискретный подход к решению этой проблемы значительно уступает принципу континуальности.
В аспекте изучения нашей проблемы развития профессиональных акцентуаций и пограничной аномальной личностной изменчивости учителя важны подходы к изучению деятельности, условий и факторов, влияющих на развитие профессионализма в этой области. Достаточно неизученным является аспект детерминации эндогенных и экзогенных воздействий профессиональной деятельности на тенденции развития личности. Обобщая результаты психологических, психофизиологических, антропологических и психопатологических наблюдений за представителями различных личностных психотипов учителей, располагающихся в конституционально-континуальном пространстве аномальной личностной изменчивости, мы должны признать необходимость и своевременность выделения и обоснования непрерывного (континуального) распределения личностно-характерологических особенностей учителей от крайнего варианта психической и психологической нормы - акцентуации к пограничной аномальной личности и до патологической конституции личности в виде психопатий (Боев И.В.). Исследование педагогов с акцентуациями и находящихся в диапазоне пограничной аномальной личности дает возможность получить ценные данные для прогнозирования их успешности в профессиональной деятельности, позволяет выделить группы повышенного риска, с нежелательным уровнем развития, характеризующиеся высокой вероятностью возникновения адаптационных нарушений в профессиональной сфере.