Одна из причин кровоточивости при оперативном лечении тиреотоксического зоба, не связанная с анатомическими особенностями щитовидной железы /ЩЖ/, - нарушения гемостаза [В.В.Янголенко, 1991; Kramann e.a., 1997; Morishita e.a., 1998; McIvor e.a., 2000]. Гипокоагулемию при тиреоидиновом токсикозе находили и в экспериментах [Niessen e.a., 1996], связывая её со снижением активности прокоагулянтов. Однако четкого представления о характере и механизме гемостатических изменений не сложилось, не исклюючено и их вторичное происхождение. Сложности возникли при изучении роли липопероксидации /ЛПО/ в патогенезе тиреотоксикоза, так как ЛПО связано с состоянием гемостаза [А.Ш.Бышевский и др., 1994-2004], как и многие другие патологии.
Сдвиги ЛПО при разных тиреоидных состояниях сопряжены с нарушениями функции ЩЖ, участвующей в регуляции этого процесса [Fitch e.a., 1999], гипертиреоз характеризуется интенсивной ЛПО [Constantini e.a., 1998], а антиоксиданты при дисфункции ЩЖ, вызванной прооксидантом, способствуют сохранению мембранных структур ее клеток [Chaurasia, Kar, 1997]. Тиреогормоны, проявляя себя как антиоксиданты in vitro, тормозят оксидацию липопротеидов низкой плотности [Sundaram e.a., 1997], активация ЛПО изменяет доступность генома синтеза тиреоглобулина [Lonigro e.a., 2000], малые дозы тиреоидных гормонов угнетают ЛПО, а большие угнетают антиоксидантную защиту [Bozhko e.a., 1990]. Таких противоречий много, однако, несомненно, что ЛПО - один из адаптивных процессов, изменения интенсивности которого зависят от характера заболевания [В.И.Николаев и др., 1995], что влияние ЛПО на разные ткани не одинаково, как и её сдвиги при разных тиреоидных состояниях [И.Е.Попова, 1999; Venditti e.a. 1998].
Отдельные наблюдения свидетельствуют, что антиоксиданты позитивно влияют на функцию ЩЖ, а прооксиданты вызывает противоположный эффект [Р.Г.Алборов, 2001; Mutaki e.a. , 1998]. Показано, что при разных формах тиреопатии в тканях увеличено содержание липоперекисей [Bech e.a., 1996; Rom-Bugoslavskaia e.a., 1998], а антиоксидантная система угнетена [Durak e.a., 1996], что мишень антитиреоидных средств (пероксидаза ЩЖ [Orgiazzi, Millot, 1994]) имеет отношение и к использованию йода, и к продукции перекисей в железе, что тиролиберин тормозит липидпероксидазную активность в ЩЖ [Joseph e.a., 1989]. Есть и косвенные признаки влияния ингибиторов пероксидазы ЩЖ на пероксидацию в ней [Chaurasia, e.a., 1996-1998] и сведения о свойстве тиролиберина изменять пероксидацию [Kos e.a., 1995].
Несомненно, что ЩЖ - важный регулятор ЛПО и её функционирование также зависит от ЛПО. Уже более 10 лет наша лаборатория совместно с клиницистами накапливает данные, свидетельствующие о связи гемостаза и ПОЛ, о возможности ограничивать гемостатические сдвиги при некоторых заболеваниях, протекающих с явлениями гипероксидации, снижать опасность тромбогеморрагий и повышать толерантность к тромбину природными антиоксидантами из класса витаминов [С.Л.Галян, 1993; И.А.Зарубина, 1998; Л.С.Лошкарева, 1999], ограничивать эффект прооксидантов на тромбоциты [И.А.Дементьева, 1998; И.В.Ральченко, 1998], усиливать эффекты антиагрегантов [Д.С.Марченко, 1998; Л.С.Лошкарева, 1999], ограничивать гемокоагуляционные сдвиги у больных с остеосинтезом длинных трубчатых костей [А.А.Вакулин, 1994], у беременных с поздним гестозом [В.А.Полякова, 1994, А.В.Соловьева, 1999; Е.А.Винокурова, 1999], у больных, подвергшихся аорто-бедренной и бедренно-подколенной реконструкции в связи с облитерирующим атеросклерозом артерий нижних конечностей [К.В.Горбатиков, 1998], у женщин, оперированных по поводу миомы матки и у женщин с гестозом [Т.П.Шевлюкова, 1995-2000], у беременных с хроническим гепатитом [Д.Т.Каюмова, 2001]. Существенен эффект антиоксиданта селмевита [Ю.Ф.Удалов и др., 2000].
Зависимость между гемостазом и ПОЛ, сведения о гемокоагуляционных сдвигах при тиреотоксикозе, позитивное влияние антиоксидантов на гемостаз определили актуальность выполняемой нами работы, цель которой изучить динамику изменений гемостаза, ЛПО и антиоксидантной активности в плазме и тромбоцитах при разных тиреоидных состояниях, с тем, чтобы оценить целесообразность коррекции антиоксидантами гемостатических сдвигов при гипертиреозе. Решались следующие задачи. 1. Изучить до оперативного вмешательства, а также в послеоперационном периоде гемостаз и ЛПО у больных диффузным токсическим зобом /ДТЗ/ с повышенным уровнем в крови трийодтиронина /Т3/ и тетрайодтиронина /Т4/; 2. Изучить гемостаз и ЛПО у таких же больных, терапия которых дополнялась антиоксидантом (селмевитом); 3. Параллельно изучить гемостаз и ПОЛ у здоровых доноров; 4. Изучить в динамике изменения в коагуляционном и тромбоцитарном гемостазе при гипо-, гипертиреозе и тиреотоксикозе у экспериментальных животных на фоне обычного рациона; 5. Изучить в динамике изменения в коагуляционном и тромбоцитарном гемостазе при гипо-, гипертиреозе и тиреотоксикозе на фоне угнетения и активации ПОЛ введением про- или антиоксидантов с рационом; 6. Изучить возможные механизмы связи между тиреогормонами и гемостазом.
В результате проведенных совместно с клиницистами исследований установлено, что у больных с высоким содержанием в сыворотке крови Т3 и Т4, сопровождающим ДТЗ, наряду со снижением общей свертываемости, выявляются рост прокоагулянтных свойств тромбоцитов, активация непрерывного внутрисосудистого свертывания крови и ЛПО в плазме и тромбоцитах, и что глубина этих сдвигов тем значительнее, чем выше уровень тиреоидных гормонов.
Экспериментально показано, что на ранних этапах введения Т4 происходит активация тромбоцитов (агрегационных свойств, реакции высвобождения и коагулирующей активности) и позднее - повышение общей свертывающей активности, сменяющееся при длительном введении её снижением при продолжающемся нарастании признаков ускоренного внутрисосудистого тромбинообразования.
Показано также, что степень повышения прокоагулянтной активности тромбоцитов, степень активации ЛПО и снижение в них антиоксидантной активности становятся заметнее с увеличением дозы Т4.
Подтверждены с помощью ранее неиспользовавшихся с этой целью моделей (гипо-, гипертиреоз и тиреотоксикоз) прямая зависимость между степенью активации ЛПО в тромбоцитах и ростом их прокоагулянтных свойств, а также то, что торможение процессов ЛПО антиоксидантами уменьшает прокоагулянтную активность тромбоцитов.
Впервые установлено, что вызываемая тироксином активация тромбоцитов ограничивается ингибиторами циклооксигеназы, и что эффект этих ингибиторов проявляется с большей силой на фоне предварительного угнетения ЛПО антиоксидантами.
Кроме того, показано, что комплексный антиоксидант селмевит, содержащий в своем составе ловушки свободных радикалов, протектор сульфгидрильных групп и компонент ферментов антиоксидантной защиты (селен), ограничивает процессы ЛПО в тромбоцитах
Продемонстрирована эффективность селмевита как неспецифического средства коррекции гемостатических сдвигов, вызываемых повышенным уровнем тиреогормонов в кровотоке, а также целесообразность его использования как дополнительного компонента терапии при оперативном вмешательстве по поводу диффузного токсического зоба / ДТЗ / (применение селмевита в составе обычной предоперационной терапии ограничивает при ДТЗ интенсивность послеоперационных гемостатических сдвигов, ускоряет восстановление гемостаза, уменьшает объем интраоперационной кровопотери).