Исследования многих поколений ученых показали, насколько недостаточность зрения ограничивает возможности человека правильно воспринимать и познавать окружающую действительность. Людям с глубокими нарушениями зрения трудно определить форму, величину, пространственное расположение предметов. Слабовидящие, рассматривая предметы, нередко выделяют второстепенные, а не основные его признаки, что неизбежно ведет к неточной картине мира.
Люди с визуальными ограничениями обычно пользуются в процессе познания и обучения не столько личным опытом, сколько опытом других людей. Подобный опыт передается, как правило, при помощи слова, действия, различных условностей, отражающих реальную действительность. К числу последних относятся модели, рисунки, чертежи, схемы и другие средства, помогающие им познавать пространственные и временные связи, причины и зависимости между предметами. В ряде случаев, наряду с контрастностью ярких, насыщенных, чистых цветов, рассчитанных на использование остаточного зрения, коррекционные педагоги в своей практике применяют возможности рельефной графики. При этом рельеф рассматривается как способ пластического моделирования на поверхности для изображения трехразмерных объектов.
Распределение рельефа между высоким и низким в значительной мере зависит от соотношения высоты и поверхностного размера рельефа. По степени редукции различается рельеф высокий - горельеф и рельеф низкий - барельеф. Пособия, использующие горельеф и барельеф получили достаточно широкое распространение для информирования незрячих и слабовидящих пользователей, но разнообразие этих пособий значительно ограничивается тематикой и тиражами централизованного их производства.
Тифлографическое изображение при высоте ниже 2-3 мм уже отображает объект с помощью комбинирования рельефных поверхностей и рельефных линий. В комплексе с аудиализацией и специальной визуализацией тифлографика выступает как дополнительное средство преодоления информационного дефицита человека с ограничениями зрения. По мнению многих отечественных и зарубежных тифлологов, широкое использование подобных рельефно-графических пособий становится в настоящее время одним из важных факторов компенсации зрительного опыта. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем глубже и вернее осуществляется познание объектов окружающего мира.
Как известно, процесс осязательного чтения осуществляется с помощью содружественных движений пальцев рук, которые являются главными органами дифференцированного тактильного восприятия. Данный способ основан на оживлении системных связей в коре головного мозга и выступает физиологической основой формирования представлений графических образов. В процессе узнавания и различения рельефных изображений исключительное значение приобретает личный опыт, накопленный в процессе обучения. На основе опыта производятся поиски сходных и различительных примет и признаков в том или ином рельефном изображении, производится сличение, сравнение, объединение отдельных частей рельефного изображения в единое целое.
Для лиц с глубокими нарушениями зрения характерен эффект неспецифического узнавания. Поэтому у них обязательно надо формировать опорные представления, а также давать масштабные соотношения или какой-нибудь эталон для возникновения правильных пространственных представлений. По этой причине, в равной степени как при использовании трехмерных макетов так и при рельефно-графическом отображении объекта, в качестве эталона часто используются антропометрические мерки (рост человека, длина руки, длина шага и т.п.).
В сложных чертежах и схемах, где имеется много различных пересекающихся линий и различных рельефных обозначений лучше воспринимается сплошной линейный контур, в отличие от точечного или линейно-пунктирного.
По мнению ряда специалистов фигуры, размером с тактильную часть пальца распознаются за 1-3 секунды. Фигуры, по своим размерам превышающие тактильную часть пальца, осваиваются незрячим или слабовидящим человеком с несколько большими трудностями, поскольку требуется сложное перемещение пальцев по контуру изображения.
Огромное значение имеют размер и форма механического раздражителя. Когда рельефно-точечные обозначения включены в границы рельефно-графического поля, то разрешающая величина входящих в них точек должна позволить ладонной поверхностью кончика пальца одновременно (путем качания) схватывать сразу целую букву как пространственную группировку.
Читатели, знающие шрифт Брайля наиболее эффективно воспринимают рельефные точки, имеющие конусно-сферическую форму. Такие точки производят давление на очень малый участок кожи; наибольшая деформация кожи получается именно в том самом месте, где прикладывается раздражитель, вследствие чего ощущения получаются наиболее отчетливые. Если рельефная точка имеет формы сплющенных цилиндра или полусферы, то давление производится на сравнительно большой участок кожи и поэтому возникает расплывчатое впечатление. Аналогично этому неясное тактильное ощущение получается от восприятия рельефных линий или границ рельефных поверхностей, которые в своей ортогональной проекции имеют сглаженный профиль. По этой причине, усиление выразительности тактильного восприятия изображаемого объекта рекомендуется решать через высоту и устойчивость линий. Одновременно для лучшего восприятия этих рисунков на основе остаточного зрения сохраняется значение контрастных цветов, рельефных линий и поверхностей. Цветные рельефные иллюстрации стимулируют использование читателем, остаточного зрения, подкрепляют положительные эмоции и делают работу с наглядным материалом более продуктивной.
Наряду с общепринятыми подходами постоянно ведется поиск новых технологических решений оперативного донесения информации незрячим и слабовидящим людям с учетом их аномалий зрительного анализатора. Традиционные методы до последнего времени требовали больших усилий и часто не позволяли получать много копий.
Ряд мировых производителей адаптивного и вспомогательного оборудования сегодня предлагают новые виды аппаратов, с помощью которых можно получать рельефно-графические материалы. В настоящее время в России ведутся работы по освоению подобного класса технических средств при решении задач воспитания и преемственного образования людей с глубокими нарушениями зрения.
В этой связи успешными можно признать результаты при использовании оборудования Р.I.A.F. Австралийской фирмы, освоение которого происходило в тесном сотрудничестве специалистов Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих и кафедры коррекционной педагогики факультета педагогики и психологии детства Новосибирского государственного педагогического университета.
Задача выпуска нового поколения комплексных изданий, включающих цветные рельефно-графические пособия, объединила усилия представителей ряда педагогических дисциплин с художниками-дизайнерами, разработчиками компьютерной графики, редакторами документов в альтернативных форматах, операторами устройств специальной полиграфии.
В процессе этого сотрудничества был получен уникальный опыт создания и тиражирования рельефно-графических пособий для решения конкретных педагогических и социокультурных задач, связанных с различными возрастными группами.
Тифлопедагоги специализированных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения указали на большой спектр тематических дидактических пособий, ждущих перенесения в формат рельефной графики. Очевидно, что в рамках среднего и высшего образования еще острее ощущается проблема доступа к графической информации во всех областях обучения. При этом педагоги средней и высшей школы отмечают, что овладение графической грамотой, хорошее понимание схем, чертежей, рисунков становится условием успешного изучения многих современных учебных предметов и дисциплин. Рельефно-графические издания призваны способствовать преодолению затруднений незрячих и слабовидящих в понимании окружающей их искусственной среды и улучшению практических навыков взаимодействия с ней.
По этой причине обучение людей с глубокими нарушениями зрения специальной графике имеет важное компенсаторное, коррекционное, образовательное и воспитательное значение. Оно способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций, развитию компенсации слепоты, преодоления вторичных отклонений в психике незрячего человека, нормализации его развития.