В последние десятилетия в связи с проблемой сохранения уникальной аборигенной фауны Каспия все острее встает проблема видов - вселенцев, интродукции и акклиматизации биоты. В этой связи в западных прибрежных районах Среднего Каспия с 2001 года нами ведется планомерное наблюдение за состоянием гидрофауны региона и формированием морских сообществ в новых экологических условиях. На примерах Сулакского и Кизлярского заливов и прилегающих к ним районов прибрежья прослежены динамика и пути формирования новых биоценозов.
По материалам майских съемок в исследуемом районе Каспия обнаружено 30 видов и форм зоопланктонных организмов, из которых 8 видов копепод, 10 видов кладоцер, 2 вида усоногих раков, 2 вида коловраток и 8 видов из группы прочих организмов. Причем в Кизлярском заливе за счет организмов пресноводного комплекса видовое изобилие оказалось выше, чем в Сулакском заливе. Как показывают исследования, по сравнению с 90-ми годами качественный состав в обоих заливах значительно сократился. Так по материалам 1989 года только в Сулакском заливе были обнаружены 41 вид и форма зоопланктона. С середины 90-их годов, в результате смыва Сулакской косы вследствие поднятия уровня моря залив оказался открытым для юго-восточных и северо-западных ветров, что привело к более быстрой аэрации и водообмену между заливом и морем. Поэтому качественный и количественный состав зоопланктона большей части Сулакского залива не отличается от прибрежных участков прилегающих к заливу.
Обширные участки Кизлярского залива в весенний период имеют более богатую гидрофауну схожую с прилегающими прибрежьями, исключение составляют участки, заросшие камышом и вновь залитые районы, находящиеся под водой и периодически заливающиеся в течение года. В этих участках залива зоопланктон смешанный, пресноводно-солоноватоводного характера. В Кизлярском заливе очень сильно влияние сгонно-нагонных явлений, которые периодически смешивают сточные и морские воды. Возможно это дает положительный эффект для развития морского и пресноводного комплекса организмов в заливе.
В начале второй половины лета, с поднятием температуры воды выше 200С, происходит повсеместное массовое распространение гребневика и, вместе с тем, качественный и количественный состав зоопланктона резко сокращается, приводя к полному исчезновению из состава фауны многих видов зоопланктона весеннего комплекса. В этот период было отмечено только 7 видов и форм зоопланктона, из которых более 55% являются личинками или молодью планкто-бентических организмов. В планктоне присутствовали только Calanipeda aquae dulcis и азово-черноморский вселенец 80-х годов ХХ столетия, Acartia clausi, родиной которого, как и гребневика, является побережье Атлантики. Как видно, из планктона исчезли, в основном, аборигенные виды Каспия. Видимо, фауна этого генезиса, как пища, более привлекательна для хищника-гребневика. Ежегодные потери численности и биомассы зоопланктона в результате хищнического уничтожения мнемиопсисом, к следующему периоду весеннего воспроизводства не восстанавливается. Вследствие этого биомасса основных групп зоопланктона в исследуемом районе Каспия летом 2003 г. по сравнению с таким же периодом 1990 г. снизилась более чем на 90%, а многие доминирующие виды зоопланктона в сборах вообще отсутствовали. Примерно такая же закономерность снижения биомассы зоопланктона после вселения гребневика наблюдается и по всему дагестанскому району Каспия.