Практически все проблемы АПК страны, как и во всей экономике, в конечном счете упираются в проблемы инвестиции.
Говоря об инвестиционном процессе, нельзя не отметить, что до сих пор не преодолена тенденция снижающейся инвестиционной активности в сельском хозяйстве, что затрудняет реализацию задачи по структурной перестройке аграрной экономики, повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции, как на отечественном, так и мировом рынках. По существу инвестиции - основа выхода сельского хозяйства из экономического кризиса.
За период реформ объем инвестиций в агропромышленном комплексе по всем источникам финансирования резко сократился. Существенные различия в темпах роста цен на индустриальные средства производства, особенно на горюче-смазочные материалы и минеральные удобрения, сельскохозяйственную технику и цен на продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности подорвали финансовое состояние сельского хозяйства. Существенно сократились централизованные ресурсы, и возросла роль самофинансирования. Основными источниками финансирования капитальных вложений являются собственные средства предприятий и организаций. Доля бюджетных ассигнований значительно сокращается. Удельный вес инвестирования из федерального бюджета в общем объёме капитальных вложений КБР в 2002 г. составил 4253,8 млрд. руб. против 1266,5 млрд. руб. в 1998 г. В 2002 г. 28,2% общего объёма инвестиций было финансировано за счет внебюджетных средств: против 17,1% в 1998 г.
В структуре инвестиций в основной капитал происходит увеличение удельного веса федерального бюджета и сокращение бюджета КБР: в 2002 г. их удельный вес составил соответственно 29,7 и 21,5% против 24,9 и 34,3% в 1998 году.
Появляются альтернативные источники финансирования капитальных вложений в связи с расширением негосударственных форм собственности. Вместе с тем на этот процесс влияет и чисто количественное сокращение государственных капитальных вложений из-за ухудшения состояния государственных финансов и, прежде всего, госбюджета.
Все это говорит о том, что в настоящее время не удалось создать приемлемой для эффективного развития агропромышленного комплекса модели инвестиционного процесса. На это повлияли отрицательные структурные изменения в экономике, оказавшие непосредственное влияние на аграрный сектор. Направление долговременных инвестиций в аграрный сектор должно быть обусловлено в большей мере рыночной конъюнктурой и связано с учетом рисков, возникающих при принятии решения об инвестировании. При этом финансово-кредитная система должна иметь адекватный механизм по наиболее эффективному использованию инвестиционных ресурсов, где главную роль должно занимать государство.
Финансово-кредитная политика государства в АПК, как и во многих развитых странах должна стимулировать повышение эффективности производства, структурную перестройку и адаптацию товаропроизводителей к деятельности в новой рыночной среде, развитие инфраструктуры рынка, поддерживать стратегически важные производства и объекты, создавать условия для нормальной конкуренции на внешнем и внутреннем рынках.
Однако намеченных мер недостаточно для преодоления разрушительных процессов в агропромышленном производстве, поскольку функционирование сельского хозяйства осуществляется в сложных экономических условиях - острый дефицит финансовых ресурсов у товаропроизводителей, продолжение наращивания дисбаланса ценовых соотношений на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, слабая материально-техническая база, низкий платежеспособный спрос населения.
Преодоление дефицита инвестиционных ресурсов для развития аграрного сектора требует мобилизации всех возможных источников, как внутренних, так и внешних. Их сопоставление показывает, что для активного использования внутренних ресурсов потребуется время, необходимое для восстановления кредитно-финансовой системы и возможностей государственного бюджета. Поэтому в ближайшей перспективе особую актуальность приобретает привлечение иностранных кредитов и инвестиций. Однако сейчас их поступает меньше потребности. Так, по данным Минсельхоза РФ, в 1992-2001 гг. 55 предприятиям аграрного сектора были выделены иностранные кредиты на общую сумму 1370,7 млн. долл.
Итак, к формированию инвестиционной политики в аграрном секторе следует подходить комплексно и на системной основе, о чем свидетельствует опыт стран с переходной экономикой. Прежде всего, необходимо обеспечить на государственном уровне формирование благоприятной рыночной среды, что в значительной степени может быть достигнуто в результате внедрения нового, адекватного рыночной системе экономического механизма хозяйствования.
В связи с вышеизложенным, приоритетным направлением аграрной политики российского государства является оживление инвестиционной активности, которая обеспечивала бы вывод из глубокого экономического кризиса и динамичное развитие производства в агропромышленном комплексе страны.