Сельскохозяйственное производство России в течение последних десяти лет подвергается рыночным преобразованиям. Реформы сельского хозяйства России стали по существу национальной трагедией. Поэтому нельзя не согласиться с известным экономистом-аграрником, который определил характер развития сельского хозяйства России весьма емко и лаконично: «...спираль многовековой драмы».
Осуществляемые в рамках современной рыночной трансформации меры по преобразованию аграрного производства носят весьма противоречивый
характер. Стержнем этих преобразований стала проведение в кратчайшие сроки реорганизации колхозов и совхозов. Она осуществлена в значительной мере формально, акцентируя внимание не на содержательную часть, а на форму. Не было системности и комплексности. Прежде всего, это выражается и до сих пор в отставании земельной реформы, отсутствия эффективного рыночного механизма хозяйствования и при полном самоустранении государства, одного из главного субъекта рыночной экономики, от решения сложных социально-экономических проблем.
Теоретически совершенно очевидно, что доведение мер, осуществляемых по рыночному преобразованию села, до логического завершения и создание адекватного хозяйственного механизма должны и могли бы привести к достижению высокоразвитого сельского хозяйства, традиционно одного из ведущих секторов экономики страны.
За годы аграрной реформы удалось решить в какой-то степени и в основном задачи ее первого этапа - провести в кратчайшие сроки массовое преобразование колхозов и совхозов в новые организационно-правовые формы, что создало видимость формирования многоукладности на селе.
На втором этапе предполагалось завершить структурные изменения в АПК, создать адекватную рыночной экономике производственную и социальную инфраструктуру. И в этом плане поставленные цели в окончательном варианте не достигнуты.
Третий этап предусматривал формирование цивилизованных рыночных отношений, ожидался мощный приток в АПК инвестиций (со стороны национального и иностранного капитала), что должно было обеспечить резкое увеличение объема сельскохозяйственного производства. И сегодня можно утверждать, что решение этих задач займет еще немало времени, возможно, по нашим прикидкам - 2005-2010 гг.
В России проведение радикальных аграрных реформ всегда сопровождалось огромными трудностями и противоречиями. И никогда они не доводились до логического конца. В начале 90-х годов, к сожалению, верх одержали сторонники рыночного романтизма и искусственного развала сельского хозяйства огромной державы. Хотя многие серьезные ученые экономисты предупреждали о нецелесообразности проведения скоропалительных и необдуманных мероприятий. Так, академик РАСХН А. М. Емельянов еще в 1991 г. писал: «...от состояния сельского хозяйства и смежных отраслей АПК зависят возможности осуществления рыночных программ во всех сферах народного хозяйства... С другой стороны, невозможно кардинально поправить положение дел на селе и во всей продовольственной сфере без перевода самого аграрного сектора на рыночный механизм. А эта проблема - многогранная, сложная». При проведении аграрной реформы полностью были игнорированы объективно существующие реальности, накопленный десятилетиями опыт хозяйствования и сформировавшиеся на этой базе традиции и психология крестьянства.
Сельское хозяйство страны было основано на крупных сельскохозяйственных предприятиях и на мощной государственной поддержке. В кратчайший срок колхозы и совхозы были не трансформированы в рыночные формы, а по существу раздроблены и разрушены под лозунгами жесточайшей их критики. Одновременно абсолютизировалась рыночная экономика, раздувались его неограниченные возможности. Все эти осознанные и неосознанные по разным причинам меры с неизбежностью привели к фактическому разрушению производственного и социального потенциала сельского хозяйства.
Стержневой проблемой аграрной реформы является земельная реформа. В стране не проработан региональный аспект земельной реформы, а и само Российское правительство не готово к осуществлению земельной реформы и приватизации сельскохозяйственного производства, так же как оно не было готово к проведению Программы приватизации в 1992 г. Во-первых, это отсутствие средств для осуществления земельной реформы, т.е. финансовые проблемы, во-вторых, отсутствие законодательной, юридически правовой основы для передачи земли в частную собственность, а также для организации свободной купли-продажи, в-третьих, неразвитость банковской системы.
На наш взгляд, оптимальное сочетание различных форм собственности на землю, различных форм хозяйствования при активной государственной поддержке обеспечит реальную перспективу формирования подлинных рыночных земельных отношений и переход сельского хозяйства страны на рельсы устойчивого развития.
Современная концепция дальнейшего развития сельского хозяйства должна акцентировать первоочередное внимание не столько на обеспечение его динамизма, сколько на решение тех задач, которые непосредственно связаны с началом вывода отрасли из экономического кризиса, а затем сосредоточить научные силы и экономические рычаги на обоснование модели стабильного развития и путей повышения экономической эффективности АПК, мер по социальной защите крестьянства в условиях сформировавшихся рыночных отношений, путем создания организационных, экономических, финансовых, правовых и организационных условий для развития агропромышленного производства, совершенствования механизма государственной поддержки сельских товаропроизводителей, углубление земельной реформы, формирования адекватной рыночной инфраструктуры.
Возможности вывода сельского хозяйства из кризиса обусловлены многими факторами, их нельзя рассматривать в отрыве от других структур агропромышленного комплекса, который представляет собой сложную и многообразную систему отраслей, предприятий, хозяйств, ассоциаций, переживающие, как и само сельское хозяйство, глубокий кризис, находятся в тяжелейшем финансовом состоянии.
Для вывода из кризиса АПК необходимо:
- формирование закупочных цен с учетом реальных затрат основной массы сельхозтоваропроизводителей;
- сочетание всех форм хозяйствования, с правом выбора за низовыми звеньями;
- сохранение в переходный период племенного животноводства, производства зерна, кормов, элитного семеноводства в крупных хозяйствах республики, муниципального и федерального подчинения с приоритетным инвестированием этих отраслей;
- развитие лизинговых компаний по обслуживанию сельского хозяйства;
- формирование единого регионального агропромышленного рынка на Северном Кавказе;
- защита внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, достижение разумного протекционизма для отечественных сельхозтоваропроизводителей, снятие демпинга импорта через таможенные пошлины и квоты, при этом целесообразно все поступления направить в специальный фонд поддержки развития АПК;
- обеспечение поддержки и защиты цен на сельскохозяйственную продукцию;
- развитие сети каналов оптовой реализации сельскохозяйственной продукции.
В целях усиления интеграционных процессов, централизованного и более эффективного использования капиталовложений целесообразно осуществлять целевое инвестирование перерабатывающих отраслей для закупки и переработки сельхозпродукции.
Только комплексный подход к реформированию агропромышленного комплекса особенно ведущего его звена - крупных коллективных хозяйств, с учетом всех особенностей может дать положительные сдвиги этого важного сектора экономики.