Среди глобальных проблем, стоящих перед человечеством многие ученые на первый план, после проблемы предотвращения ядерной катастрофы, которая ставит под угрозу саму жизнь на планете, выдвигают проблемы народонаселения. И это вполне обоснованно, поскольку демографические проблемы являются непосредственным результатом политических реальностей современности.
Основу любого государства составляют его людские ресурсы в самом широком смысле этого слова - в количественном и качественном аспекте. За годы реформ постоянное население России сократилось на 3,5 млн. чел. Постоянное население России насчитывало на начало 1992 г. 148,7 млн. чел., а по переписи 2002 г. - 145,2 млн. чел.
Цена реформ - это невосполнимые людские ресурсы.
Демографический кризис затронул практически все субъекты Российской Федерации, разница лишь в остроте протекания, обусловленная экономическими, социальными, этническими национальными и другими особенностями региона (субъекта).
Поэтому для представления научно аргументированной картины демографической ситуации в России и возможных сценариев ее дальнейшего развития с учетом социально-экономических последствий особую актуальность приобретают региональные аспекты демографических процессов.
На сегодняшний день особую тревогу вызывает не падение рождаемости, а, скорее всего решение проблемы сверхсмертности, особенно мужского контингента трудоспособного возраста.
В то же время на наш взгляд ошибочно отождествлять падение рождаемости в России со снижением рождаемости в развитых западных странах.
В России снижение уровня рождаемости наблюдалось с 30-х годов и более интенсивно стало проявляться уже с середины 60-х годов. Таким образом, наметился демографический переход, переросший в демографический кризис в результате общего экономического кризиса.
В большинстве республик Северного Кавказа эти тенденции наиболее интенсивно стали проявляться в 90-х гг. Темпы снижения уровня рождаемости и естественного прироста за 1990-2000гг. в республиках южного федерального округа выше, чем в целом по России. Так коэффициент рождаемости в целом в России снизился с 13,4 до 8,7 чел. на тысячу населения, то есть на 4,7 пункта, в Южном федеральном округе - с 16,6 до 10,1 чел. на тысячу населения, то есть на 6,5 пункта. Наибольшее падение уровня рождаемости произошло в Калмыкии на 9,9 чел. на тысячу населения (с 20,9 до 11,6), в Дагестане на 8,5 чел. на тысячу населения (с 26,2 до 17,7), в Кабардино- Балкарии - 8,3 чел. на тысячу населения (с 19,9 до 11,6), в Карачаево-Черкессии - на 6,2 чел. на тысячу населения, в Осетии-Алании - на 6,5 чел. на тысячу населения. Аналогичная ситуация складывается и по темпам снижения естественного прироста. Коэффициент естественного прироста в России за 1990-2000 гг. упал на 8,9 чел. на тысячу населения, в Южном федеральном округе - на 9,1 чел. на тысячу населения. Наиболее высокие темпы падения наблюдаются в Калмыкии - на 12,6 чел. на тысячу населения (с 12,7 до 0,1), в Кабардино-Балкарии - на 10,9 чел. на тысячу населения (с 11,4 до 0,5), в Дагестане - на 9,8 чел. на тысячу населения (с 20,0 до 10,2), Северной Осетии-Алании - на 9,7 чел. на тысячу населения (с 7,5 до -2,2 убыли на тысячу населения), в Адыгее - на 7,7 чел. на тысячу населения (с 1,8 до -5,9 чел. убыли на тысячу населения).
Наиболее высокие темпы падения уровня рождаемости и естественного прироста по сравнению с Россией свидетельствуют о том, что именно экономический кризис и падение жизненного уровня большинства населения выступают основными факторами, усиливающими остроту демографических процессов в республиках Северного Кавказа.
По уровню жизни населения Южный федеральный округ занимает последнее место. По среднедушевым денежным доходам Адыгея занимает 69 место, КБР - 67 место, КЧР - 72 место, Дагестан и Калмыкия - соответственно 78 и 75 места.
Наметившееся незначительное повышение уровня рождаемости как в России в целом, так и в республиках Северного Кавказа не является следствием улучшения социально-экономического положения в стране, а объясняется, в первую очередь, выходом на демографическую волну многочисленных детей 80-х годов рождения. Последнее приведет к постепенному повышению уровня брачности в 2000-2010гг., что соответственно послужит основой увеличения числа рождений (первенцев).
К сожалению приходится констатировать факт увеличения и уровня разводимости, то есть появления неполных семей, абсолютный и относительный рост числа детей, рожденных вне брака, что связано, в первую очередь, с неблагоприятной социально-экономической обстановкой в стране, и во-вторых, изменением социальных и нравственных ориентиров населения, особенно молодежи.
В 2000-2010 гг. Россия с выходом на демографическую волну детей 80-х годов рождения, имеет исключительные предпосылки для улучшения демографической обстановки при условии проведения социально-ориентированной экономической реформы и соответствующей активной демографической политики.
Позднее в связи с вступлением в репродуктивный возраст детей 90-х годов ожидается очередной «демографический провал», который будет сопровождаться высокой долей после производительных возрастов в структуре населения как в России так и, особенно в республиках Северного Кавказа.
Депопуляция народов Северного Кавказа будет иметь более негативные последствия, чем в России. В силу малочисленности коренных этносов (за исключением республики Дагестан) с депопуляцией создается реальная угроза их вырождения. По данным последней переписи коренные этносы исследованных республик составили: адыгейцы - 129 тыс. чел., черкесы - 61 тыс. чел., кабардинцы - 520 тыс. чел., балкарцы - 108 тыс. чел., карачаевцы - 192 тыс. чел., осетины - 522 тыс. чел.*
В целом их численность составляет чуть более полторы миллиона -1538 тыс. чел.
Отсутствие статотчетности в этническом разрезе по демографическим и социальным параметрам не позволяют проводить глубокие научные исследования, выявлять проблемы развития народонаселения в социально-этническом разрезе.
Анализ средних демографических показателей для всего населения не отражает этнодемографических особенностей. В этом плане необходима разработка и введение соответствующих форм статотчетностей, позволяющих вести научные исследования по проблемам развития народонаселения в социально-этническом разрезе.
Для разработки научно обоснованной стратегии и тактики демографической политики, а также координации социально-экономического развития и демографических процессов каждого субъекта целесообразно создание центров демографических проблем в субъектах РФ и координационного центра при правительстве РФ.
Ключевым звеном реформ должен явиться демографический блок. Каждый этап реформирования экономики России должен соотноситься с демографическим состоянием населения, в соответствии с демографическими проблемами и с учетом специфики каждого субъекта (региональных особенностей демографических процессов) политические и социальные институты должны выдвигать задачи первостепенной важности.
В целом необходимо придать социальную направленность политике реформ. Стержневым направлением всей экономической реформы должна стать социальная политика.