Результаты исследования влияния эксплуатационно-экономических факторов на эффективность использовании потенциала морского транспортного комплекса региона послужили основой для разработки методических основ оптимального управления. Задача оптимального управления морским транспортным комплексом региона представлена как процесс оптимального управления ресурсами морского транспортного комплекса. Морскому транспортному комплексу региона необходимо осуществлять мероприятия по реализации всех видов резервов повышения уровня комплексного развития, придерживаться следующей последовательности:
- реализация резервов повышения уровня комплексного развития в подразделениях, где этот показатель значительно ниже их средних значений в целом по морскому транспортному комплексу региона;
- повышение уровня комплексного развития до максимально возможных значений.
Комплексное развитие необходимо определять как возможный способ обеспечить устойчивую, надежную и эффективную работу морского транспортного комплекса региона в условиях рынка. При этом на рентабельность производства наибольшее воздействие оказывает адаптация морского транспортного комплекса региона к нововведениям и условиям внешней среды. Отдача от капитальных вложений может быть значительно большей при условии оптимального их распределения.
Для снижения темпов спада производства и предотвращения дальнейшей деградации технической базы морского транспортного комплекса региона необходимо при выборе варианта многофакторного развития морского транспортного комплекса отдавать приоритеты выбора продукции отечественного машиностроения. Это позволит избежать кризисных ситуаций в производстве средств производства, что обеспечит рост фондовооруженности труда и, в конечном итоге, положительно скажется на результатах производственно-хозяйственной деятельности экономики региона в целом.
В составе технической или другой службы морского транспортного комплексного региона необходимо иметь подразделения, ориентированные на проведение маркетинговых исследований и разработку текущих и стратегических планов удовлетворения рыночных потребностей. В настоящее время отделы реконструкции и модернизации производства подчинены инженерной службе. Целесообразно подчинить их службе маркетинга. В условиях рынка все управленческие решения должны быть подчинены приближению производства к потребителю.
Конечным итогом всех преобразований, краткосрочных и долгосрочных программ должно быть совершенствование механизма адаптации к внешней среде и преимущественно на этой основе повышение устойчивости, надежности и эффективности работы морского транспортного комплекса региона. Необходимо проведение серьезной маркетинговой работы по привлечению средств и разъяснению выгодности их вложения в техническое развитие морского транспортного комплекса региона.
При городской, областной администрациях следует иметь комитеты (департаменты), основными задачами которых были бы:
- координация деятельности многофакторного развития морского транспортного комплекса региона;
- повышение уровня адаптации морского транспортного комплекса региона к нововведениям и условиям внешней среды;
- мобилизация финансов.
Эти комитеты должны обладать данными о передовых технологиях, гибких автоматизированных системах, с помощью которых возможно вхождение в мировую систему информации о последних, наиболее эффективных достижениях в сфере научно-технического прогресса. Огромную роль в решении текущих и стратегических задач, связанных с реализацией процессов технического развития, адаптации морского транспортного комплекса региона призваны играть научные подразделения региональных высших учебных заведений, потенциал которых используется недостаточно. Использование экономико-математической модели распределения инвестиций в развитие морского транспортного комплекса региона в условиях ограниченности ресурсов позволит решить проблему привлечения и вложения инвестиций.