Многие современные ученые, исследователи, деятели культуры признают, что кризисные явления в самых разных сферах общества в конце XX - начале XXI веков связаны, прежде всего, с падением уровня духовности, нравственности в обществе, с низким приоритетом общечеловеческих ценностей, таких как любовь, добро, справедливость, истина и др. Несмотря на множество проблем, центральной является проблема человека, его качественные характеристики. Разделяя эти взгляды, мы видим выход из создавшейся ситуации в развитии в процессе образования ноосферного мировоззрения человека, обогащающего его духовно-нравственный мир.
Отметим его основные черты: 1) основанность на ключевых идеях философии русского космизма (всеединства, антропокосмизма, панэтизма, активной эволюции); 2) целостность, интегративность, включающая в себя различные области знания (научное, гуманитарное, религиозное, философское); 3) осознание человеком себя и своего места в окружающем мире, своего предназначения; 4) владение нормами социоприродной (ноосферной) этики, практическое следование им в своих поступках.
Истоки ноосферного мировоззрения находятся в научных и философских трудах В.И. Вернадского. В частности, сама идея о ноосфере как преобразованной коллективным разумом биосфере. Однако, необходимо отметить, что Вернадский не даёт однозначного понимания термина «ноосфера». В настоящее время большинство современных теоретиков (Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.) определяют ноосферу как область единства природы и общества, в которой разум и духовно-нравственные приоритеты являются определяющими факторами развития цивилизации. Именно такое определение «ноосферы» как своеобразная программа, цель развития общества позволяет констатировать, что образование, направленное на развитие ноосферного мировоззрения, вбирающего в себя духовно-нравственные ориентиры, может быть названо ноосферным.
Ноосферное мировоззрение как качество личности может являться целью и результатом ноосферного образования, реализуемого в средней школе. Ему, на наш взгляд, должны быть присущи следующие качества:
- интегративность - сочетает в себе различные области знания: естественнонаучное, гуманитарное, религиозное (главным образом, этические нормы), философское, а также экологические и духовно-нравственные приоритеты;
- направленность на развитие целостного миропонимания, основанного на идее всеединства. Так растущая личность приходит к осознанию того, что все связано со всем (физическое с психическим, духовное с материальным и т.д.), что немаловажно для воспитания ответственности за свои поступки;
- основанность на идеях антропокосмизма, панэтизма, активной эволюции, ноосферы русских космистов: В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, Н.А. Бердяева, Н.Г. Холодного и др.;
- приоритет воспитания над обучением, необходимость философского осмысления любых знаний, а также направленность на саморефлексию, самореализацию и осознание своего места в окружающем мире.
Актуальны для педагогики развития ноосферного мировоззрения и другие мысли В.И. Вернадского. Например, важную дидактическую роль имеет высказывание учёного о том, что «рост научного знания в ХХ веке быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубиться в изучаемое явление, а с другой - расширять охват его со всех точек зрения». В плане развития целостного мировоззрения Вернадский подчёркивал, что «философская мысль и религиозное творчество, общественная жизнь и создания искусства теснейшими и неразрывнейшими узами связаны с научным мировоззрением». Он отмечал, что в природе всё взаимосвязано, а само явление жизни и феномен сознания не случайны, их появление закономерно в космическом масштабе.
Все эти мысли выдающегося учёного, философа могут отражаться в ноосферном образовании при изучении дисциплин как естественного, так и гуманитарного цикла.