Тысячелетиями человечество накапливало опыт экологической культуры по взаимодействию с окружающей средой и личностными взаимоотношениями в обществе. Каждым народом создавались свои национальные, этнические культовые обряды, ритуалы празднества и торжества и т.п.
Накопленный опыт экологической культуры передавался из поколения в поколение в виде наглядных ритуальных форм и устно в сказках, мифах, легендах. Мудрые люди сумели изложить его в писаниях: Веды, Дао, Коран, Библия и др.
Эволюция человечества достигла современного демократического общественного уклада с определенной степенью защищенности человеческой личности. Поэтому духовное прозрение и объединение человечества на базе экологической культуры является его самоспасением.
История экологической культуры начинается с появления в биосфере Homosupiensa (человека разумного). Освоившись в окружающей среде и установив свои взаимодействием с биосферой, человек приобрел первые уроки экологии. Обеспечивая свое выживание и существование в гармонии с природой, ему понадобилась экологическая культура. Наблюдая за жизнью животных, изучая свойства растений, познавая системность мироздания и стихийность энергетических потоков, он пришел к своему духовному открытию. Дальнейшие его взаимодействия с окружающей средой были ограничены культовыми ритуалами, что и определяло его экологическую культуру, которая сохранилась до сегодняшнего дня в различных обрядах, культах, суевериях многих этносов.
Одомашнивание диких животных и обеспечение себя пищей впрок, занимаясь земледелием, человек столкнулся со сверхобагащением, со сверхпотреблением и, в связи с этим, началось расслоение на бедных и богатых. Нарушенная гармония с окружающей средой сельскохозяйственной революцией привела к новому осознанию. Человек почувствовал себя властелином и начал создавать искусственную среду своего обитания - города. Рост населения в городах, с появлением ремесленников и новых сословий, способствовал рождению государства, религии. Эти социальные революции изменили духовное сознание человека на эгоизм. Стремление к власти, богатству, удовольствиям привело к рабовладельческому строю, феодально-крепостническому, капиталистическому, тоталитарному.
На сегодняшний день человечество по своему сознанию разделилось на два лагеря: антропоцентристы - это технократы с сознанием идеологии тела (власть, богатства, удовольствия); биоцентристы - с осознанием идеологии духовности и гармонии с природой.
Во-вторых, природные катаклизмы в связи с серьезным изменением климата Земли выдвинули проблемы экологии на первый план. Поэтому человечеству, чтобы преодолеть проблему высокой заболеваемости и смертности, стоит вспомнить забытую экологическую культуру и поменять взгляды современной медицины на новые энергетические, духовные пути лечения человека. Успешное развитие вибрационной медицины, создание методов электронной диагностики и т.п. в ближайшее время является парадигмой нашего нового сознания.
Важным свойством нового сознания явится духовное богатство как культурное наследие наших предков.
Культ разума исказил структуры познания и породил тип современного человека -рационалиста. Рационализм неэкологичен, и в философии Ф. Ницше мы находим «несокрушимую веру в то, что мышление может проникнуть в глубочайшие бездны бытия и не только познать бытие, но даже и исправить его». В своих работах В.И. Вернадский отмечал, что природа есть организованное целое и необходимо целостное духовно-художественное восприятие мира (1).
Вопросы экологической культуры включают в себя: анимизм, который рассматривает природу как живую (одушевленную); натурфилософию как древнейший опыт миросозерцания; экологическую этику с проблемами воспитания и образования. Чтобы человек стал выполнять свои социальные обязанности, следовать правилам охраны природы, он должен их считать своими и это должно стать его личной духовной потребностью (2).
«В наши дни философы вновь возвращаются к признанию духа как нематериальной реальности, как способности природы к самоорганизации, порядку, гармонии. Именно дух демонстрирует всю неисчерпаемую мощь и величие природы, ее необъятные творческие способности, проявляющиеся, в том числе, и в проявлении человеческого сознания. Великий синтез, к которому идет человечество:
1) «слияние научного идеализма с позитивизмом;
2) точного научного знания с религией;
3) научного исследования с мистическим чувством» Вл. Соловьев «Критика отвлеченных начал».
«В экологии есть два раздела - экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной ». Д.С. Лихачев.
«Какая же наука будет когда-либо в силах объяснить человеку происхождение, природу, закономерности сознательной способности желать и любить, составляющей его жизнь?» Тейяр де Шарден.
В наше время экологическая культура является условием выживания цивилизации на планете Земля. Следовательно, стоит вопрос о ее усвоении, понимании, признании. Большинство экологических проблем не вошли в опыт нашей жизни, поэтому и не могут быть осознаны.
Закон последовательности психических состояний гласит - «не все может быть переведено на уровень деятельного сознания, на котором информация собирается в принцип, составляющий личностную позицию человека». Следовательно, для человеческого сознания необходимо найти позицию, программу и достичь уровня подготовленности того, к кому она обращена. При этом используются методы и приемы не просто информирования, а глубокого усвоения экологической культуры:
1) метод действия на сознание концентрацией наихудших предположений между кризисом и катастрофой. Однако действие подобной информации затухает довольно быстро и не вырабатывает устойчивой экологической ориентации;
2) метод прямой передачи эмоционального отношения, действующего буквально как эмоциональное заражение отношением, реакцию восхищения или брезгливости. Психические способности типа эмпатии, симпатии или эмоционального заражения могут служить основой, способной принимать культурные экологические программы своего времени, но со временем могут быть утрачены под влиянием новых отношений к природе;
3) метод знаний. Но с ростом информированности возникает степень отчуждения, равнодушия. Поэтому по каждой экологической ситуации необходима программа формирования Причастности человека ко всему тому, что есть природа;
4) метод принципиальной связанности экологического сознания с воспитанием Чувств по отношению к природе на уровне национальной этнической культуры с ее ритуалами, обрядами, страхами, боязнями прогневать до почитательного восхищения;
5) метод экологического воспитания на духовном уровне становится возможным лишь как результат расширения сознания человека и вывода его за пределы чисто индивидуальных корыстных интересов, к реализации его особого предназначения на Земле (5).
В последнее десятилетие число экологических катастроф достаточно убедительно свидетельствует о реальности самых мрачных прогнозов.
Современные реалии заставляют искать единые ценности, на которые должна опираться культура всего человечества. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования мировой экологической культуры. Развитие общества, выживание и стабильность требует мобилизации всего множества типов культурного опыта.
«Единственный шанс выжить человечество получит только кардинально изменив стратегию своих взаимоотношений с Биосферой, а именно, сменив природопокорительское мировоззрение на альтернативное ему». В.А. Зубаков назвал эту альтернативу экогеософской парадигмой - это путь к Духовному миру.
«Не фенолы, диоксины и озоновые дыры причина экологического кризиса. Первопричиной надвигающейся катастрофы является человек, а точнее, его личность с ее амбициями, ценностями, целями и смыслами жизни». С.Ф. Минакова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- В.И. Вернадский. Мышление как планетарное явление. М.: Радио и связь, 1980.
- В.Н. Волченко. Неизбежность, реальность и постижимость тонкого мира.// Сознание и физическая реальность. 1996. №1-2. с.2-14.
- Ю.Д. Железнов. Природа человека и общества. М.: МНЭПУ. 1996.
- А.В. Иванов. Сознание и мышление. М.: Издательство МГУ, 1994.
- Н.Н. Моисеев. Восхождение к разуму. М.: Издательство, 1993.