Современные условия жизни требуют расширения взглядов на личность учителя, кросспрофессионального подхода к процессу формирования педагога, возникает необходимость серьёзно и глубоко изучать вопросы, связанные со становлением личности профессионала, в частности эндогенные и экзогенные факторы, препятствующие успешному освоению деятельности, в конечном итоге негативно влияющие на психическое здоровье учителя. Их преодоление позволит повысить эффективность жизни и деятельности всех участников процесса образования. Процесс освоения профессии педагога может проходить, либо конструктивным, либо деструктивным путём. В связи с этим возникает необходимость в более глубоком изучении негативных компонентов профессионализации, приводящих личность на деструктивный путь освоения профессии.
В аспекте изучения нашей проблемы развития профессиональных акцентуаций и пограничной аномальной личностной изменчивости учителя важны подходы к изучению деятельности, условий и факторов, влияющих на развитие профессионализма в этой области. Достаточно неизученным является аспект детерминации эндогенных и экзогенных воздействий на профессиональную деятельность, на тенденции развития личности. Обобщая результаты психологических, психофизиологических, антропологических и психопатологических наблюдений за представителями различных личностных психотипов учителей, располагающихся в конституционально-континуальном пространстве аномальной личностной изменчивости, мы должны признать необходимость и своевременность выделения и обоснования непрерывного (континуального) распределения личностно-характерологических особенностей учителей от крайнего варианта психической и психологической нормы - акцентуации к пограничной аномальной личности и до патологической конституции личности в виде психопатий. Разграничение психологической нормы, пограничной аномальной личности и психопатической личности основано на анализе стабильности - нестабильности личностно-характерологических черт, социально-психологической адаптации-дезадаптации, особенностей формирования компенсаторных - декомпенсаторных стереотипов поведения, психологической и психической толерантности индивидуального барьера адаптации к воздействию внешних факторов.
В результате проведенных нами психологических, психопатологических лонгитюдных сравнительных исследований раскрыта содержательная часть пограничной аномальной личности учителя общеобразовательной школы, и доказано, что в ее основе лежит конституционально-типологическая предиспозиция, недостаточность, отражающая фенотипическую изменчивость и различную степень зависимости от генетических и социально-психологических факторов. Исследование педагогов с акцентуациями и находящихся в диапазоне пограничной аномальной личности дает возможность получить ценные данные для прогнозирования их успешности в профессиональной деятельности, позволяет выделить группы повышенного риска, с нежелательным уровнем развития, характеризующиеся высокой вероятностью возникновения адаптационных нарушений в профессиональной сфере, которые способствуют развитию или усилению интрапсихического конфликта, фрустрационной и эмоциональной напряженности, психического стресса.
Необходимое для эффективной деятельности учителя движение кадров от профессиональной адаптации через личностное развитие к мастерству - это сложный и напряженный процесс, который может приводить к расстройству здоровья, профессиональной деформации личности. В связи с этим обстоятельством чрезвычайно важным представляется психологическая и психотерапевтическая помощь и коррекция.
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Междисциплинарный уровень интеграции современных научных исследований», г. Анталия, Турция, 17-24 августа 2004