Важным фактом составляющим новую модель образования и обучения, формируемую в рамках Болонского процесса является обучение основанное на компетенциях.
Анализ показывает, что любая профессия состоит из набора функций и задач, требующих определенного набора компетенций, позволяющих адекватно осуществлять деятельность в рамках этой профессии. Чем сложнее профессия, тем больше она предполагает интегрированных функций и задач.
Тем не менее, возможно выделить отдельные единицы компетенции. Эти единицы компетенции сами по себе являются значимыми, и они часто могут взаимозаменять друг друга и использоваться в целом ряде различных трудовых ситуаций. Единицы компетенции могут осваиваться по отдельности, и тогда они называются модулями.
Хорошо разработанная модульная образовательная программа. Она должна быть гибкой и отвечать требованиям рынка труда. Модульное обучение также может быть гибким и с точки зрения обучающегося, поскольку программа обучения может состоять из обязательных и факультативных модулей. Она должна быть прозрачной, и обучающиеся должны понимать, что они достигли по завершению того или иного модуля.
Однако при недостаточно тщательном подходе модульное обучение может иметь и ряд недостатков. Модульный подход был разработан в период господства тейлористской модели труда, когда было необходимо подготовить «адекватно» обученных и одновременно заменяемых работников для быстро развивающейся экономики.
В этой связи модульное обучение вполне обоснованно критиковали за узость подхода и игнорирование холистических аспектов компетенции.
В настоящее время содержание модулей часто имеет ориентацию на расширенную профессиональную область, и вводятся специальные модули, охватывающие общую компетенцию и базовые умения.
Основной путь избежать слишком узкую направленность модульного обучения лежит в реализации самого процесса обучения.
В соответствие с классификацией поведения обучающегося, предложенной Блоком, проиллюстрированной на рис. 1, важно, чтобы программы обучения включали в себя все четыре уровня поведения. Обучающийся должен иметь возможность применять освоенные компетенции на практике.
Все четыре уровня обучения, проиллюстрированные ниже, могут использоваться в процессе обучения как в рамках практического обучения, так и обучения, ориентированного на проектную деятельность или решение проблем, которые предполагают интеграцию умений из различных областей в холистическом единстве компетенции.
|
Когнитивная область |
Психомоторика |
Аффективная область |
Интеграция |
|
||
Применение |
|
|
|
Понимание |
|
|
|
Знание |
|
|
|
Рисунок 1. Классификация поведения обучающегося
Начальное и продолженное профессиональное образование и обучение
Описанный выше подход применим как к начальному, так и к продолженному ПОО, хотя для различных типов обучения будут важны различные его аспекты.
Непрерывное ПОО
Непрерывное ПОО должно быть прозрачным как для обучающегося, который должен иметь право знать, чем закончится обучение, так и для работодателя, который должен знать, какую компетенцию будут иметь выпускники, а не просто, какой курс обучения они прошли.
Обучение должно быть прозрачным и ориентированным на компетенцию и в педагогическом плане, поскольку взрослые, которые обучаются с целью получения работы, не согласятся учиться только ради самого процесса обучения - они должны четко представлять себе цель обучения, выраженную в терминах приобретаемой компетенции.
СПО
Среднее профессиональное образование (СПО), которое, как правило, в большей мере регулируется национальными законами и стандартами, должно учитывать иные факторы и предпосылки. Важным аспектом СПО является формирование граждан демократического общества, способных найти свое место в сложных перипетиях трудовой жизни. СПО должно готовить студентов к непрерывному и высшему образованию. Оно должно соответствовать требованиям рынка труда, способствовать экономическому развитию и уменьшению безработицы. В этой связи можно предположить, что наиболее подходящей моделью системы СПО будет полимодульная модель. В рамках такой модели преподавание общеобразовательных предметов осуществляется традиционным способом, а профессиональные дисциплины осваиваются в рамках модулей.
Общеобразовательные предметы |
Общепрофессиональные предметы |
Специальные профессиональные предметы |
Язык История География Физика Химия |
Техника безопасности Чтение чертежей |
Техника сварки Обработка пищевых продуктов |
Участвуя в международной программе Дэлфи «Бистро» ГОУ СПО «Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум» разработал методику обучения основанную на компетенциях для двух профессий, которые приобретают студенты техникума в учебном заведении во время профессиональной практики - маляр и варщик целлюлозы.
Первым этапом работы, как и рекомендует зарубежный опыт, мы проводили работу с социальными партнерами - анкетирование четырех групп работающих: практикантов, выпускников техникума, имеющих стаж работы по данной профессии, руководителей начального звена (мастеров) и руководителей среднего звена (начальников участков, начальников цехов). (Приложение 1).
Проанализировав анкеты, включающие основные требования, предъявляемые к профессии и пожелания социальных партнеров творческий коллектив техникума разработал функциональные карты для этих профессий (приложение 2). Функциональная карта представляет схему в которой сформулирована главная цель обучения, предъявляемая к профессии, которая разбита на функции, а функции на специальные модули, - конкретно относящиеся к профессии.
Функции:
01. Соблюдать правила техники безопасности,
02. Создавать комфортные условия работы,
03. Соблюдать экологические требования,
являются общими для многих профессий, поэтому их можно назвать сквозными.
Так же можно внести ряд функций, которые отражают общепрофессиональные и общеобразовательные знания и умения, т.е. предзнания, если в этом есть необходимость или в том случае если обучаемые должны получить полное общее образование.
Исходя их функциональной карты разрабатывается профиль компетенции. (Приложение 3).
По сути это то, что должен знать и уметь обучающийся после овладения каждой компетенцией, он должн соответствовать функциональной карте или в более широком виде.
Список модулей (приложение 4) разрабатывается с учетом времени на учебный процесс, т.е. модули профессиональные преобразуются в модули учебные.
На каждый модуль разрабатывается план изучения (аналогично поурочному плану преподавателя) (приложение 5), где ставится цель, которую обучаемые должны достигнуть после изучения данного модуля, содержание материала, какие предварительные знания должен иметь обучаемый и рекомендованное время изучения данного модуля.
Затем разрабатывается путеводитель к модулю (приложение 6), где расписываются методы изучения материала, техническое, дидактическое обеспечение при изучении модуля, определяется каким образом проводится оценка качества усвоенного модуля и время отводимое на аттестацию материала модуля.
На завершающем этапе разрабатывается (приложение 7), где материал модуля разделяется на практические навыки и теоретические знания.
Таким образом профессиональное обучение основанное на компететенциях строится, в первую очередь, на требованиях социальных партнеров - заказчиков кадров и должно соответствовать Государственному образовательному стандарту определенного уровня образования. Оно может корректировать общеобразовательные знания введением общеобразовательных модулей. Развивает у обучаемых самостоятельность, прививает стремление к самосовершенствованию, т.е. к обучению в течение всей жизни. Обучаемые и заинтересованные лица вправе познакомиться какими компетенциями они будут обладать после прохождения обучения, а не набором дисциплин которые «проходят» и объемом их часов, как это практикуется в настоящее время. Обучаемым предоставляется возможность обучаться по индивидуальным учебным планам и дистанционным. От преподавателей потребуется более высокая квалификация, так как при блочно-модульном обучении меняется роль преподавателя. Он становится консультантом «Тьютором» который должен посвящать больше времени индивидуальной работе с обучаемыми.
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Междисциплинарный уровень интеграции современных научных исследований», г. Анталия, Турция, 17-24 августа 2004 г.