Одной из основных функций Государственного таможенного комитета Российской Федерации, законодательно закрепленной в Таможенном кодексе, является организация и осуществление борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела. В этих целях таможенные органы наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности и дознания.
Выполнение возложенных на таможенные органы задач осуществляется в условиях сложной оперативной обстановки, на которую в значительной степени оказывают влияние общая экономическая ситуация в стране, несовершенство нормативно-правовой базы, прозрачность границ, усиление активности организованной преступности в части контроля за внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), проникновение криминала в государственные структуры.
Необходимо отметить, что таможенные преступления и нарушения таможенных правил все еще остаются одним из распространенных и высокодоходных видов противоправной деятельности.
Реалии сегодняшнего дня показывают, что масштабы криминализации внешнеэкономической деятельности продолжают расширяться и в настоящее время представляют серьезную угрозу экономической безопасности Российского государства.
Организованными преступными группировками (ОПГ), контролирующими контрабандное перемещение определенных видов товаров, предпринимается весь комплекс контрмер, направленных на обеспечение безопасности своего преступного бизнеса, включая разведку маршрутов следования товара, его сопровождение и перегрузку, изготовление необходимых документов прикрытия и т.д.
В создавшихся условиях реальное противодействие криминальным структурам оказывают правоохранительные подразделения таможенных органов России во взаимодействии с органами МВД и ФСБ России.
Система правоохранительных подразделений таможенных органов включает в себя оперативно-розыскные подразделения, осуществляющие борьбу с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела, подразделения собственной безопасности, оперативно-поисковые и оперативно-технические отделы, подразделения таможенных расследований и дознания.
Принятые в 2000-2004 гг. руководством ГТК России меры по оптимизации организационно-штатного построения правоохранительных подразделений таможенных органов и формированию новых структур положительно сказались на эффективности проводимых ими мероприятий и оперативно-розыскной деятельности в целом.
Так, в результате осуществления комплекса мер организационного и функционального характера таможенными органами России только в 2000 году было возбуждено 3757 уголовных дел. В ходе реализации дел оперативного учета и расследования уголовных дел из преступного оборота изъято имущества и материальных ценностей на сумму более 2,2 млрд рублей, иностранной валюты на 5, 6 млн долларов США , 31,2 кг золота, 1 631 карат драгоценных камней, 726,7 кг наркотических средств и сильнодействующих веществ, 21 единица огнестрельного оружия, свыше 5 тысяч единиц боеприпасов, более 2 тонн взрывчатых веществ. Кроме того, выявлено 220347 нарушений таможенных правил, по которым наложено санкций материального характера на сумму 30,1 млрд рублей.
Решение ГТК России задачи обеспечения экономической безопасности на современном этапе осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Совершенствование процессов таможенного оформления и контроля, в том числе путем устранения имеющихся недостатков, которые реально используются либо могут быть использованы недобросовестными участниками ВЭД (при содействии коррумпированных таможенников) для ухода от таможенных платежей.
2. Усиление деятельности правоохранительных подразделений по линиям борьбы с контрабандой, коррупцией, пресечения должностных преступлений и правонарушений, а также в целях обеспечения защиты сотрудников таможенных органов и членов их семей от преступных посягательств, совершенствования системы контроля за соблюдением таможенных технологий.
3. Повышение уровня социальной и правовой защищенности сотрудников таможенных органов, создание оптимальных условий и стимулов их служебной деятельности, которые выполняли бы профилактическую роль в предотвращении совершения должностных злоупотреблений. Содействие повышению уровня кадровой и воспитательной работы в таможенных коллективах, персональной ответственности руководителей и должностных лиц таможенных органов за выполнение возложенных на них служебных обязанностей.
Анализ имеющихся в правоохранительных подразделениях таможенных органов материалов позволяет выделить некоторые современные тенденции развития оперативной обстановки, негативно влияющие на деятельность таможенных органов по обеспечению экономической безопасности России. Наиболее значимыми среди них являются:
- Дальнейшая интернационализация преступности, создание международных и межрегиональных криминальных группировок; их консолидация и дальнейшая трансформация в организованные сообщества, укрепление вертикальных и горизонтальных связей между организованными преступными группировками (ОПГ) регионов России, СНГ и стран дальнего зарубежья.
- Разделение сфер влияния и контроля ОПГ над разными группами товаров, перемещаемых через границу, прежде всего акцизных, дальнейшее углубление специализации ОПГ.
- Усиление влияния московских преступных сообществ в других регионах, особенно в центральной части России. В ряде случаев они сотрудничают с местными ОПГ как партнеры, совместно «курируя» крупные товаротранспортные потоки и внешнеэкономические проекты, связанные с перемещением товаров через границу.
- Перенесение процесса таможенного оформления основных товарных потоков московскими фирмами-участниками ВЭД в удаленные таможни центральных областей России (Воронеж, Рязань, Кострома, Тверь и т.д.) с целью ухода от усиленного контроля со стороны правоохранительного сообщества федеральных ведомств.
- Усиление морально-психологического и физического давления со стороны ОПГ на сотрудников таможенных органов и членов их семей в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
- Значительное увеличение числа неформальных контактов участников ОПГ с должностными лицами таможенных органов, в т.ч. бывшими сотрудниками таможни, в целях использования этих связей для лоббирования своих коммерческих интересов, втягивания таможенников в противоправные действия, получения упреждающей информации о принимаемых и планируемых мерах таможенных органов по защите экономических интересов государства.
- Возрастание информированности ОПГ о специфике таможенного дела за счет активного использования привлекаемых за вознаграждение специалистов, в том числе, действующих и бывших таможенников, в целях создания схем незаконного ухода от таможенных платежей, консультирования по «узким» местам технологий таможенного оформления, по неурегулированным вопросам таможенного законодательства, а также опытных юристов для «развала» дел об административных правонарушениях в судах.
- Изменение направленности устремлений криминалитета не только к отделам таможенного оформления и контроля, но и к подразделениям валютного контроля, анализа и статистики, к правоохранительным подразделениям таможенных органов.
- Стремление получить доступ к информации ограниченного распространения таможенных органов, в т.ч. секретной, путем проникновения в компьютерные банки данных и внесения в них необходимых им изменений в преступных целях.
- Использование поддельных таможенных документов и средств таможенной идентификации;
- Значительный рост числа попыток криминалитета внедрить своих представителей на службу в таможенные органы, а также вербовка таможенников, в том числе в подразделениях правоохранительного блока; отмечены единичные подходы представителей ОПГ к сотрудникам подразделений службы собственной безопасности, а также попытки изучения поступивших на службу молодых таможенников или слушателей РТА.
- Развитие наметившихся тенденций «сращивания» преступной деятельности членов ОПГ с отдельными представителями правоохранительных органов, которые организуют для них и недобросовестных участников ВЭД т.н. «крышу», помогают в изучении сотрудников таможенных органов, влияя на их деятельность. Отмечаются случаи непосредственного участия в организации контрабандной деятельности.
- Создание турфирм под «крышей» ОПГ в целях организации челночного бизнеса в КНР, Турции, в странах Юго-Восточной Азии, ввоза через них в Россию больших партий товара со значительным занижением таможенных платежей при таможенном оформлении, создание постоянно действующих т.н. «окон» на таможенной границе России, в функционировании которых участвуют вставшие на преступный путь отдельные сотрудники таможни, милиции, прокуратуры, налоговых органов России и сопредельных государств ближнего зарубежья.
- Попытки оказания морально-психологического, а в ряде случаев - и физического давления ОПГ на добросовестно исполняющих свои обязанности таможенников.
- Активное использование ОПГ и недобросовестными участниками ВЭД «прозрачных», неохраняемых границ России с Закавказьем, Казахстаном, Украиной, Белоруссией для контрабандного ввоза товаров (в т.ч. наркотиков, оружия) и транспортных средств.
- Активизация деятельности криминальных структур, занимающихся запрещенными промыслами (транспортировкой и торговлей спиртом, икрой) на пограничных переходах, в зонах таможенного оформления и контроля на сухопутных и морских границах Кавказских республик со странами Черноморского и Каспийского бассейнов. Возрастание этнической и межнациональной напряженности, в некоторых случаях перерастающей в конфликты между участниками ВЭД - с одной стороны, таможенниками и пограничниками - с другой.
- Активное использование граждан и организаций, имеющих привилегии и льготы, при оформлении товаров и транспортных средств.
- Резкое увеличение количества противоправных действий в отношении таможенников и членов их семей в зонах ответственности таможен в т.н. «горячих точках» - в Чечне, Ингушетии, Северной Осетии-Алании (угрозы, нападения, похищения).
- Попытки криминализированных и недобросовестных участников ВЭД дискредитировать деятельность таможенных органов через средства массовой информации путем публикации и подготовки «заказных» статей и теле-радиорепортажей; инициирование разбирательств в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
- Попытки ОПГ через коррумпированных представителей власти отдельных субъектов Федерации переподчинить таможенные органы, дислоцированные на указанных территориях(перевести их из Федерального в местное подчинение), или замены их руководителей на подконтрольных им лиц.
Как показывает практика, таможенные нормы и правила нарушаются с помощью различных методов и средств, наиболее распространенными из которых являются:
- недекларирование либо недостоверное декларирование товаров;
- подделка сертификатов и акцизных марок (при ввозе фальсифицированной и некачественной продукции);
- умышленное занижение стоимости товаров;
- «ложный транзит»;
- «псевдоэкспорт»;
- нелегальное таможенное оформление (так называемая «черная растаможка»);
- «добровольное» оформление груза участниками ВЭД, подлежащего конфискации, при процедуре которой арестованный товар помещается на СВХ и в процессе последующей реализации приобретается ими через подставных лиц по оптовой цене без таможенной стоимости, и некоторые другие методы.
На наш взгляд, главная причина многих негативных явлений в деятельности таможенных органов по-прежнему лежит в области экономических отношений. Медлительность и незавершенность создания механизмов внутреннего контроля новых экономических отношений и защиты экономической безопасности способствуют росту и качественному изменению экономической преступности. В ее структуре прогрессируют наиболее опасные посягательства, формируются новые виды совершения экономических преступлений, усиливается коррумпированность должностных лиц таможенных органов, особенно в латентной форме.
Как отмечалось на III-м всероссийском Совещании руководителей таможенных органов России, состоявшемся в феврале 2004 г., позитивное изменение положения дел в деятельности таможенных органов невозможно без интенсификации деятельности правоохранительных подразделений ГТК России по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию правонарушений, устранению причин и изменению условий, способствующих экономическому и организационному процветанию ОПГ.
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Междисциплинарный уровень интеграции современных научных исследований», 17-24 августа 2004 года г. Анталия (Турция)